“Альфа” заслужила

Д. Гришкин

“Только одна из наших компаний – “Альфа-групп”, руководителя которой вы здесь заметили (в резиденцию Бочаров Ручей в воскресенье наведался президент Альфа-банка Петр Авен. – “Ведомости”), – намерена в ближайшее время, если будут предоставлены соответствующие условия, инвестировать в отрасль связи Турции свыше $3 млрд”, – заявил вчера Путин на его и Эрдогана совместной пресс-конференции. “И, конечно, когда люди стремятся к реализации таких масштабных планов, разумеется, они хотели бы получить и политическую поддержку, во всяком случае какие-то политические гарантии”, – добавил президент. А накануне, в воскресенье Путин познакомил Авена с Эрдоганом, рассказал “Ведомостям” источник, знакомый с обстоятельствами встречи.

“Альфа Телеком” объявила о желании выкупить у турецкой Cukurova Group 27% акций турецкого оператора Turkcell с оборотом более $3 млрд и более 25 млн абонентов в начале апреля. Немногим ранее шведско-финская TeliaSonera обещала Cukurova за этот пакет $3,1 млрд, но компания так и не заключила со скандинавами договор. Зато “Альфа Телеком” договорилась предоставить Cukurova шестилетний заем в $1,7 млрд и выкупить ее облигации на $1,6 млрд, которые спустя 18 месяцев могут быть конвертированы в 13,22% акций Turkcell. В начале июля председатель наблюдательного совета “Альфа-групп” Михаил Фридман обсуждал сделку с местными чиновниками. А вчера ему на помощь пришел Владимир Путин, в гости к которому приехал турецкий премьер Реджеп Эрдоган.

Группе сейчас нужно покровительство российского президента. “Сделку еще предстоит одобрить турецким властям, и, если они наложат на Cukurova Group дополнительные обязательства, сделка рискует сорваться”, – объясняет источник, знакомый с переговорами “Альфы” и Cukurova.

Как “Альфе” удалось добиться расположения президента, в группе комментировать отказались. Но совладельцы “Альфа-групп”, основным из которых считается Михаил Фридман, подчеркнуто лояльны к власти, говорит представитель крупного инвестбанка. “Какая разница, какие у меня условные деньги есть, если у меня проблемы с властью?” – вопрошал в интервью “Ведомостям” Фридман осенью 2004 г. В апреле 2005 г. Фридман был приглашен в Кремль вместе с главой BP Джоном Брауном, а Авен в июне обсуждал на встрече с Путиным “потребительское и ипотечное кредитование”. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин вспоминает недавний отчет Альфа-банка, демонстрирующий, по его мнению, лояльность группы. В отчете говорится, что “идеальным сценарием” для инвесторов стал бы механизм, “позволяющий Путину остаться у власти” в 2008 г. или назначить преемником “выходца из существующей властной структуры”. “Заодно Путин получил возможность показать, что мирно настроен по отношению к олигархам”, – считает Макаркин.

Естественно, что проект “Альфы”, который оценивается более чем в $3 млрд, нуждается в политической поддержке со стороны турецкого правительства, потому вопрос и обсуждался на двусторонних переговорах Путина с Эрдоганом, объясняет, почему “Альфа” пользуется поддержкой, представитель администрации президента.

Путина в основном интересует, что наши бизнесмены делают внутри страны, а не за ее пределами. В 2003 г. он благословлял продажу “Альфой”, “Реновой” и Access Industries доли в Тюменской нефтяной компании британской BP. Когда в конце 2004 г. никому не известное ООО “Байкалфинансгрупп” стало победителем аукциона по продаже 76% акций “Юганскнефтегаза” – главного нефтедобывающего актива “ЮКОСа”, Путин объявил, что государство, “используя абсолютно легальные рыночные механизмы”, обеспечило “свои интересы”.

На зарубежные покупки россиян Путин смотрит не так внимательно, констатируют эксперты. Например, вспоминает Макаркин, в 2001 г. во время встречи Путина с президентом Гвинеи “Русал” подписал соглашения, дающие ему доступ к гвинейским бокситовым месторождениям. А на сделку по покупке структурами “Норникеля” южно-африканской Gold Fields за $1,16 млрд президент внимания не обратил. “Президент несколько раз поддерживал российский бизнес за рубежом, но от случая к случаю. Поэтому “Альфе” покровительство Путина вряд ли поможет”, – заключает председатель президиума Совета по внешней оборонной политике Сергей Караганов.

В Cukurova, офисе турецкого премьера, а также в самой “Альфе” от официальных комментариев отказались.