Индустрия сделала рывок


Как сообщил вчера Росстат, в июне промышленный выпуск превысил уровень июня 2004 г. на 6,9% (год назад – на 9,3%). За первое полугодие российская индустрия прибавила 4% (см. график). Темп промышленного роста в июне резко подскочил, констатирует Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По его оценке, со снятой сезонностью промпроизводство в июне выросло на 0,5% против майского уровня. “Результат крайне оптимистичный, – соглашается экономист Центра развития Валерий Миронов. – Производство наконец оттолкнулось от нулевой отметки и начало расти”.

Оживление зафиксировали и июньские опросы промышленных менеджеров. Индекс Moscow Narodny Bank (MNB) вырос с 52,2 в мае до наивысшего уровня с августа 2004 г. – 52,8 (50 – активность не растет). Опрошенные MNB предприятия сообщили об увеличении выпуска и росте новых заказов. Все отрасли, кроме легкой промышленности, наращивали выпуск, свидетельствуют данные Института экономики переходного периода (ИЭПП). Однако предприятия работали “на склад”: спрос на промышленную продукцию почти не рос, а продажи увеличивались хуже, чем последние 12 месяцев, отмечает завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло. Лишь 46% компаний оценили спрос на свою продукцию как нормальный – худший показатель с начала 2004 г., поясняет он.

Сырьевые отрасли в возобновлении промышленного роста не участвовали – темп их роста к прошлому году в июне опустился до 0,1%. Фантастические цены на нефть (в январе – июне Urals стоила в среднем $45,2/барр.) не стали в глазах российских нефтяников достаточным стимулом для наращивания добычи, которая за полугодие выросла всего на 2,7%, говорит начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Правда, в июне после долгой стагнации в нефтянке началось некоторое оживление. По отношению к маю отрасль нарастила выпуск на 0,3%, а по объему добычи поставила новый постсоветский рекорд – 9,43 млн баррелей в день по сравнению с майскими 9,33 млн, добавляет эксперт. Но локомотивом роста ТЭК уже не станет, уверены все опрошенные “Ведомостями” экономисты. Президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов в недавнем интервью газете объяснял, что нынешний уровень налоговой нагрузки “максимальный для нефтяных компаний”, а экспортные пошлины и НДПИ “привязаны к мировым ценам, что не стимулирует инвестиции”. По мнению Сальникова, “резервы для наращивания добычи и транспортировки у нефтяников есть, а решение остается на их усмотрение”.

Зато обрабатывающие производства порадовали экономистов, прибавив к прошлому июню 10,9%. Месяц назад прирост их выпуска составил всего 1,6%. “Такие перепады с переходом Росстата к новой классификации видов экономической деятельности [с начала 2005 г.] стали случаться часто, – отмечает Миронов. – Динамика стала нестабильной: вслед за неожиданным падением индекс может взлететь вверх”. Нынешний скачок связан с подъемом в отдельных отраслях машиностроения, считает Сальников. Производство механического оборудования в целом выросло на 95% по сравнению с июнем прошлого года, медицинской техники – на 22%, электронного оборудования – на 39%. Напротив, автомобилестроение, несмотря на возобновление работы “АвтоВАЗа”, не только не выросло, но и сократило выпуск на 0,7%.

Хорошие июньские результаты не означают, что промышленность вышла на траекторию устойчивого роста, говорят экономисты. Прирост в 7% можно называть “приличным ростом, если бы не его структура”, замечает Сальников: показатели скрасили отрасли, выпуск которых сильно колеблется, и в июле успех может не повториться. Лидеры не могут каждый месяц вводить в строй новые турбины, соглашается Миронов. К тому же показатели среднемесячного роста по итогам квартала были близки к стагнации – всего 0,2% в месяц, напоминает он. Поэтому прогнозы на год экономисты пересматривать не спешат. Сальников по-прежнему ожидает рост в промышленности не больше 4,1–4,3%, а Миронов – 4,7%.