Обреченная свадьба


Сначала фильм напоминает индийские драмы, где первый час экранного времени уходит на то, чтобы разобраться, кто кому бабушка, а кто кому теща, кто кого любит, а кто кому испортил лучшие годы. Вот жених (красавец Алексис Лоре) – он проснулся с похмелья и напрочь забыл, как накануне изменил невесте (Хлое Ламбер) со стриптизершей. Вот жена шафера (Матильда Сенье, сестра Эмманюэли Сенье) в гостевой комнате запирается с дядей невесты. Вот сама невеста – ей делают прическу мать (Миу-Миу) и тетя (Лио), как раз ей в гостевой комнате изменяют.

“Свадьба” смотрится странно на фоне нынешней французской киноиндустрии – мрачных готических блокбастеров, затянутых нестрашных триллеров и абсурдистских комедий про идиотов. Фильмы вроде “Свадьбы” во французский прокат выпускались десять, и двадцать, и тридцать лет назад. Барышне-режиссеру Валери Гиньябоде (“Моник”) удалось попасть в десятку и достойно выступить в сложнейшем жанре – комедии про отношения. Вся свадебная вакханалия нелюбви выглядит уморительно смешно, но из череды анекдотических гэгов (кольца потеряли, жениха клеят подружки невесты, родители молодых поссорились) вырастает не комедия абсурда, а умное и грустное кино о семейной жизни. Совершенно ясно, что ждет молодых в их традиционном браке. Через десять лет нынешняя открыточная невеста, красавица с цветочками в волосах, тоже запрется с кем-нибудь из гостей. Через одиннадцать узнает, что муж изменил ей с лучшей подругой. Через тридцать признается, что у нее уже двадцать лет как нет секса.

В финале молодые, успевшие за сутки пройти парочку кругов ада семейной жизни, решают все же остаться вместе. Самым романтическим образом они ныряют в речку, а вынырнув, целуются. Подобный оптимистический ход используют практически все, у кого получилось снять хорошее кино про кризис любви, – и Дуг Лайман в “Мистере и миссис Смит”, и Мишель Гондри в “Вечном сиянии чистого разума”. За кадром остается печальное режиссерское понимание того, что хеппи-энд – дань жанру.

Не случайно Валери Гиньябоде говорила в интервью, что ей симпатична именно тетя невесты – единственная, кто решает уйти от опостылевшей семейной жизни. Преднамеренно или случайно, но Гиньябоде сняла фильм – предупреждение против брака, и он действует как наглядная агитация.