РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: Неровности выравнивания
Принято считать, что региональная политика федеральных властей направлена на выравнивание социально-экономического развития регионов. В целом с этим тезисом можно согласиться, однако реальная ситуация на самом деле гораздо сложнее.
Структура потоков
Прежде чем делать выводы о выравнивающем эффекте федеральной экономической политики или отсутствии такового, необходимо разобраться со структурой финансовых потоков от федерального бюджета к регионам.
Одна их часть – это так называемая финансовая помощь субъектам Федерации (или межбюджетные трансферты). В 2004 г. объем финансовой помощи регионам составил 401,3 млрд руб., или 14,9% общей суммы расходов федерального бюджета. Инвестиционные расходы федерального бюджета составляют только около 10% этой суммы. Остальные 90% фактически идут на финансирование текущих расходов региональных бюджетов (заработную плату бюджетникам, оплату жилищно-коммунальных услуг и т. п.). Таким образом, финансовая помощь из федерального бюджета направлена на сокращение различий не столько в уровне экономического развития регионов, сколько в уровне обеспеченности региональных бюджетов, а это не одно и то же.
Примерно 10% расходов федерального бюджета уходит за пределы России – это расходы на обслуживание внешнего государственного долга и международную деятельность.
Оставшиеся 75% расходов – это так называемые прямые расходы федерального бюджета, причем они имеют для регионов не меньшее, а в ряде случаев и большее значение, нежели финансовая помощь. Часть прямых расходов опосредованно поступает в региональные бюджеты, прежде всего в виде 13%-ного подоходного налога с выплачиваемой из федерального бюджета заработной платы. Разного рода выплаты населению из федерального бюджета (та же заработная плата, социальные выплаты льготникам) формируют часть доходов населения, а с ними и дополнительный спрос на потребительские товары. Часть федеральных расходов способствует экономическому развитию регионов – как косвенно (например, расходы на высшее образование), так и прямо (в прямые расходы входят федеральные инвестиции, не отнесенные к финансовой помощи регионам).
Что мы знаем
Когда речь идет о выравнивании, обычно имеют в виду только одну, сравнительно небольшую, часть потока из центра – финансовую помощь. Причина понятна. Финансовая помощь является по-настоящему прозрачной частью финансовых потоков. Данные об исполнении региональных бюджетов, включающие и данные о полученных ими средствах из федерального бюджета, ежемесячно публикуются на официальном сайте Федерального казначейства, а до 2005 г. – Минфина России.
Относительно прозрачно распределение по регионам федеральных инвестиций. Такую информацию регулярно публикует Росстат (по инвестициям в основной капитал за счет средств федерального бюджета). Правда, в официальных сборниках Росстата объемы федеральных инвестиций в регионах как таковые не приводятся, но их можно рассчитать с некоторой долей погрешности.
Наконец, совершенно непрозрачно распределение по регионам прямых федеральных расходов неинвестиционного характера. Несмотря на то что Федеральное казначейство располагает сведениями о территориальном разрезе федерального бюджета, данные эти не публикуются. Не встает вопрос о распределении по регионам всех федеральных расходов (а не только помощи) и при подготовке ежегодных законов о федеральном бюджете.
Кому больше
Итак, текущая финансовая помощь регионам идет на выравнивание обеспеченности региональных бюджетов; как распределяются текущие прямые расходы федерального бюджета, неизвестно, но остается самая интересная с точки зрения своего непосредственного влияния на социально-экономическое развитие регионов часть расходов федерального бюджета – федеральные инвестиции в основной капитал (в 2004 г. в целом по регионам их объем составил 108,3 млрд руб.).
На основе данных Росстата можно рассчитать объемы федеральных инвестиций в основной капитал по регионам на душу населения в 2004 г. и сравнить этот показатель с валовым региональным продуктом на душу населения в 2003 г. Последний лучше всего характеризует уровень экономического развития регионов. Если федеральные инвестиции распределяются по принципу выравнивания социально-экономического развития регионов, то чем ниже душевой ВРП, тем больше должно быть федеральных инвестиций на душу населения. Для простоты из рассмотрения исключены автономные округа и не учитываются межрегиональные различия в уровне цен.
В таблице приведены результаты расчетов. Они показывают, что выравнивание социально-экономического развития регионов – это не столь уж очевидное явление. С одной стороны, определенный выравнивающий эффект, безусловно, присутствует. Например, большинство республик Северного Кавказа с низким уровнем экономического развития получают и значительные объемы федеральных инвестиций. С другой стороны, совершенно очевидно, что федеральные власти уже сейчас значительную часть инвестиций направляют в несколько “полюсов роста”. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан. И, напротив, есть регионы, явно недополучающие федеральную поддержку.
Самый главный вывод – это необходимость координации различных финансовых потоков, идущих из федерального бюджета в регионы.