Сделайте это по-быстрому


Но дело не в отсрочке реформы. Инвесторы и не рассчитывали, что она пройдет в срок, говорит начальник отдела долгового рынка Росбанка Петр Гришин. “И сами регионы, и покупатели их облигаций привыкли, что не могут прогнозировать объем доходных и расходных полномочий даже на ближайший год”, – поясняет он. Нормативы отчислений налогов в региональные и муниципальные бюджеты ежегодно пересматриваются, поэтому просчитать доходы регионов на несколько лет вперед совершенно невозможно, соглашается аналитик банка “Траст” Михаил Галкин. Оценить финансовое состояние регионов можно по отчетности Минфина, а финансы муниципалитетов находятся “за пределами понимания рынка”, добавляет начальник долгового отдела “Ренессанс Капитала” Алексей Моисеев. Из-за этого деньги им обходятся примерно на 1–1,5% годовых дороже, чем регионам.

В последний день весенней сессии Госдума приняла в первом чтении законопроект, который разрешает регионам провести муниципальную реформу на три года позже – к 1 января 2009 г. К этому сроку они должны сформировать на своей территории почти в два раза больше муниципальных образований, чем сейчас, и разграничить источники доходов и ответственность с ними.

Отсрочка реформы может в долгосрочной перспективе ухудшить кредитоспособность территорий, заявило вчера S&P. Ведь цель реформы – четко выделить местные органы власти, закрепить за ними самостоятельные зоны ответственности и независимую доходную базу, напоминают аналитики агентства. Кроме неопределенности с межбюджетными отношениями отсрочка муниципальной может замедлить и другие новации, от которых зависят доходы бюджетов на местах, в частности жилищно-коммунальную реформу и изменения в земельном законодательстве, отмечает кредитный аналитик агентства Борис Копейкин.

К апрелю 2005 г. облигации выпустили 35 регионов и муниципалитетов, а общий объем эмиссий, по оценке банка “Траст”, достиг 130 млрд руб. Доходность региональных облигаций за последние месяцы резко снизилась. Например, облигации Башкортостана в сентябре – октябре 2004 г. торговались с доходностью 10–11%, а в мае – июне – 8–9%.

Неопределенность не останавливает инвесторов в субфедеральные облигации, поскольку из-за избытка денег на рынке они скупают все больше бумаг, не оценивая всерьез качество эмитентов, отмечает Гришин. В случае дефолта, надеются они, Москва не оставит регион, отмечает Моисеев. Минфин уже помогал обслуживать еврооблигации Нижегородской и Тверской областям.

Приостановка реформы грозит регионам не только финансовой неопределенностью, но и прямой потерей денег. Подготовка к муниципальной реформе обошлась Ставропольскому краю примерно в 0,5 млрд руб., отмечает замминистра финансов края Лариса Калиниченко. На эти деньги регион разграничил полномочия и передал имущество и примерно 5000 бюджетных учреждений на муниципальный уровень. Приостановка реформы заставит все делать заново, опасается Калиниченко. Например, перерегистрация школы в муниципальную (смена ее вывески, печати и номера) обходится в 9000 руб. Регионы, готовые к реформе, смогут запустить ее немедленно, успокаивает ставропольчан замруководителя думской фракции “Единая Россия” Валерий Рязанский. Негативный прогноз S&P подстегнет регионы и они быстрее начнут реализацию закона о местном самоуправлении, надеется он.