ВОПРОС ДНЯ: Как купить патриотизм?


Как измерить эффективность вложений? Видимо, в первую очередь деньги надо вложить в создание аппарата для измерения патриотизма. Назвать его “духомер”. Если серьезно, могу привести пример для вдохновения. В Нью-Йорке исследования показали негативное отношение граждан к прокуратуре. После чего был сделан госзаказ на создание сериала “Закон и порядок”, чьи главные герои – прокуроры. За семь лет отношение к прокуратуре улучшилось.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции “Эхо Москвы”

Прежде всего необходима нормативно-правовая база. Чтобы было понятно, кто чем занимается. Ведь профильной правительственной комиссии сейчас нет. У нас проводится множество мероприятий. Но системы в них нет, регулярной поддержки – тоже. Есть множество военно-патриотических клубов. Во главе их, как правило, отставные военные. Нужно давать им новые педагогические навыки, новые знания – ведь молодежь меняется, учить ее нужно по-новому. Мы знаем, что такое патриотизм в СССР. Но необходимы исследования, что же такое патриотизм сейчас – какие у него задачи, проблемы.

Игорь Мельниченко, замначальника Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию

Первый вариант – раздать эти деньги в виде грантов тем организациям, которые реально занимаются воспитанием патриотизма. В этот список попадут самые разные, от церковное-общественных до правозащитных и культурных. Второй вариант – организовать общественную дискуссию специалистов, чтобы выработать концепцию патриотического воспитания. Без открытого обсуждения программа просто нелегитимна и рискует превратиться в фарс, а деньги с высокой вероятностью растворятся в административном пространстве.

Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики

Для развития патриотизма надо восстанавливать детские и молодежные общественные организации, развивать нестандартные организации, в которых воспитывалась бы молодежь. Это и скауты, и экологи, и рыболовы, и астрономы… Но никак не псевдомассовые организации типа “Наших” или “Энергии жизни”, в которых якобы состоит несколько сотен тысяч человек. Но, чтобы деньги дошли до молодежи, надо, чтобы общественная организация, находящаяся в федеральном реестре, напрямую, минуя региональные, городские и районные управления образования, представляла свой проект, а потом публично отчитывалась о сделанной работе перед тем же правительством.

Игорь Богданов, президент Русского союза скаутов, директор школы № 91, Нижний Новгород