“АвтоВАЗ” наверстал упущенное


Холодная затянувшаяся зима плюс конкуренция со стороны новых иномарок – так “АвтоВАЗ” объяснял кризис начала года. По итогам I квартала продажи упали на 9,7% по сравнению с тем же периодом 2004 г. В мае завод сократил субботнюю смену. Но это не помогло: за январь – июнь продажи упали на 7%, завод не смог реализовать значительную часть готовых машин. За полгода было произведено 335 159 автомобилей, а продано лишь 297 417.

Но на прошлой неделе “АвтоВАЗ” неожиданно заявил, что ввел дополнительные рабочие смены в оставшиеся субботы месяца – 16, 23 и 30 июля. Спрос растет, для выполнения заказов потребителей необходимо произвести дополнительные машины, рассказывает представитель завода. В день “АвтоВАЗ” выпускает 2600 машин, т. е. за счет введения новых смен он выпустит дополнительно около 3900 авто. Оставить субботнюю смену и в августе на “АвтоВАЗе” не обещают.

Представитель “АвтоВАЗа” уверяет, что товарные запасы дилеров приблизились к нормативу в 30 000–40 000. Это подтвердил Владислав Рыдаев, гендиректор компании “Питер-Лада”. По его словам, вазовских машин сейчас даже не хватает – в июне в Санкт-Петербурге на учет было поставлено более 3000 новых Lada. “Это превзошло наши ожидания”, – отмечает он. Рыдаев объясняет рост продаж отложенным весенним спросом.

Александр Брук из “Автомира” говорит, что выпущенные сейчас автомобили попадут к дилерам к концу лета – началу осени, в период сезонного повышения спроса. Он напоминает, что это лето стало рекордным по количеству людей, не ушедших в отпуск. “Люди остались в городе, а деньги потратили на покупку автомобиля”, – предположил он.

По информации Росстата, в первом полугодии Россия сократила производство легковых автомобилей на 6,5% до 501 000. Но заводы уверяют, что второе полугодие будет более успешным. Представитель “ИжАвто”, выпускающего автомобили “ВАЗ” из машинокомплектов, говорит, что производственный план на этот год пересмотрен не будет, поскольку “с мая – июня началось некоторое оживление спроса”. ГАЗ в первом полугодии снизил выпуск “Волг” почти на 30% до 23 259. Представитель завода не исключил, что во втором полугодии будут введены субботние смены, чтобы удовлетворить растущий спрос, к концу года завод планирует довести выпуск легковушек до 60 000–65 000.

Гендиректор Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков утверждает, что в 2005 г. “АвтоВАЗу” удастся продать все выпущенные машины. Завод не наращивает производство, а рынок растет и доля завода на нем будет сокращаться, прогнозирует Цветков. Priora, которая заменит “десятку”, будет дороже, но лучше. И “АвтоВАЗ” попадет с ней в более конкурентный сегмент, а Kalina уже сейчас конкурирует с Renault Logan по цене от $9000, говорит эксперт. “Но при сегодняшнем модельном ряде будущее завода обеспечено лишь на 5–7 лет, – уверяет он. – Дальнейшее существование завода будет зависеть от его способности постоянно ставить в производство новые модели”. Елена Сахнова из ОФГ полагает, что если к концу 2008 г. автозавод не начнет выпускать принципиально новую модель, то, “возможно, году к 2015-му нам придется попрощаться с нашим автогигантом, который не выдержит конкуренции со стороны иномарок”. По данным PricewaterhouseCoopers, в количественном выражении за первое полугодие производители иномарок увеличили продажи в России более чем на 80%.