ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ: Создать ее вместе с бизнесом


Несмотря на сверхвысокие цены на нефть и политическую стабильность на бытовом уровне, в России трудно планировать жизнь на два, три или пять лет вперед. Эта неопределенность сохраняется из-за отсутствия у страны экономической стратегии. Главным помощником государства в выработке такой стратегии могут стать бизнесмены, которым по определению приходится планировать свои шаги.

Стране необходима долгосрочная экономическая политика. Пока говорить о том, что власть предложила внятный экономический курс по развитию страны, рано. С одной стороны, власть настроена на либеральные реформы в экономике, а с другой – создает избыточное административное регулирование, что влечет за собой падение деловой активности. Хотя нельзя не отметить, что власть в этом году все-таки попыталась сделать первые шаги, направленные на упрощение ведения бизнеса в стране. Свидетельство тому – законы и поправки, касающиеся НДС, особых экономических зон, концессий, которые были внесены правительством и приняты депутатами в эту весеннюю сессию. Однако необходимо понимать, что когда Россия в условиях невероятно выгодной ценовой конъюнктуры на мировых рынках вышла на стабильный рост ВВП, наступило время формирования долгосрочной экономической стратегии. Без нее Россия будет стремительно деградировать, а население – вымирать или эмигрировать.

Содержание такой стратегии требует отдельного обсуждения. В самом общем смысле речь идет о превращении России из страны с сырьевой экономикой в страну с экономикой инновационной – этот поворот по масштабам сопоставим с тем, что совершал в 30-е гг. прошлого века Советский Союз, переходя от аграрной к индустриальной экономике. Разумеется, в отличие от того перехода нынешний необходимо совершать сугубо рыночными методами и без чудовищных сталинских репрессий. Тема данной статьи – форма выработки экономической стратегии. Попытки ответов на вопросы, кто и как может решать эту задачу. С нашей точки зрения, агентами формирования национальной экономической стратегии, кроме независимых ученых в роли экспертов, должны быть власть в лице министерств и ведомств и предприниматели в лице бизнес-объединений.

Именно власть и бизнес больше всего заинтересованы в долгосрочном динамичном развитии страны. Любой предприниматель, начиная свое дело, обязательно задумывается, что будет с ним, его семьей и с его делом через пять, 10, 20 лет. Сможет ли он обезопасить свой бизнес, свою семью и гарантировать своему бизнесу, что правила игры не будут кардинально изменены. Если интересы бизнеса впишутся в понятную концепцию национальных интересов, целей, ориентиров – это и будет главной идеологической базой для процветания страны. Любая экономическая стратегия, долгосрочная осмысленная политика могут быть реализованы, только если в стране сформирован класс собственников – класс тех людей, которые материально независимы от государства, но морально заинтересованы в его процветании.

Встречаться с людьми, просвещать их, делиться новой информацией, консультировать по вопросам бизнеса – важнейшая роль и задача бизнес-объединений. С другой стороны, бизнес-объединения имеют возможность взаимодействовать с органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Без учета позиции бизнеса – самых социально активных слоев общества – выработать экономическую стратегию невозможно.

Непонятен алгоритм взаимодействия по вопросу формирования экономической политики между правительством, администрацией президента и бизнес-объединениями. Недавно “ОПОРа” и ВЦИОМ провели совместное социологическое исследование, которое показало: более 60% опрошенных предпринимателей считают, что их интересы не учитываются при принятии управленческих решений. Но ведь предприниматели должны чувствовать, что они нужны стране. Ведь они не просто научились независимо от государства кормить свои семьи, но и создали рабочие места для других людей, сняв тем самым часть социальной нагрузки с государства. И при этом всем обидно видеть, как по российскому телевидению демонстрируют сериалы и новости, где предприниматель является только воплощением криминала и обмана, а не созидателем чего-то нового и доброго. К примеру, результаты опроса, проведенного в конце июня социологами Левада-центра, показывают, что 44% из 1600 опрошенных считают, что деятельность предпринимателей идет во вред России. Почти столько же – 43% – полагают, что она приносит пользу стране.

Поэтому важнейшим шагом к выработке национальной экономической стратегии станет налаживание полноценного доверительного диалога государства с бизнес-объединениями. Изучив изнутри реальный бизнес-климат в стране, представители организаций поддержки предпринимательства готовы сформулировать свои стратегические предложения для власти, большая часть из которых уже проработана и готова. Прежде всего это касается налогового администрирования и административной реформы. А у власти должно хватить такта и проницательности, чтобы воспользоваться этими предложениями и создать такую законодательную базу, такую систему ориентиров, которые позволили бы России действительно стать одной из ведущих мировых держав. Это и будет самое лучшее государственно-частное партнерство во благо Родины и миллионов ее граждан.