ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ: Удвоить или потратить?


Именно под таким углом зрения считаю необходимым взглянуть на существо происходящей дискуссии по вопросу использования средств, накопленных в стабилизационном фонде, для ускорения экономического роста и удвоения валового внутреннего продукта страны. Каким будет эффект использования этих средств, в том числе на осуществление государственных инвестиций? Как это скажется на российской экономике и благосостоянии основной части общества?

О том, что движущей силой развития любой экономики является предпринимательская инициатива, эффективно регулируемая государством, говорят еще на студенческой скамье. При этом если цель предпринимателя – создание и умножение контролируемого им капитала, то государственное регулирование направлено на наиболее полную реализацию этой инициативы на благо общества, на поддержание его стабильности и процветания. Доступность первичных ресурсов, хотя и является важнейшей составляющей долгосрочного экономического роста, для постиндустриальных стран не является решающей.

Россия имеет доступ ко всем основным видам ресурсов, необходимых для наращивания производства и ее экономического потенциала: финансовым, трудовым, сырьевым. Международные рынки капиталов сегодня доступны для всех эффективно управляемых российских компаний, российские банки активно кредитуют отечественные предприятия, растет чистая прибыль предприятий нефинансового сектора экономики. Сказать, что в стране имеется денежный голод и дефицит финансовых инвестиционных ресурсов, у грамотного экономиста язык не повернется. Существуют резервы привлечения трудовых ресурсов из стран СНГ, чем многие предприятия активно пользуются. Наконец, Россия сама является крупнейшим в мире производителем очень многих, если не подавляющего большинства первичных сырьевых ресурсов.

Таким образом, наша страна одна из немногих в мире, которая пока не имеет серьезных ресурсных ограничений для ускоренного развития. Ключ к решению проблемы ускоренного экономического роста в России лежит в области регулирования. Именно уровень и качество государственного регулирования являются серьезным барьером для быстрого и устойчивого подъема. Низка эффективность механизмов согласования интересов бизнеса и общества. Ставшие неотъемлемой частью наших экономических отношений коррупция, фаворитизм, проблемы с защитой прав собственности вряд ли могут способствовать эффективному использованию в целях ускоренного экономического роста первичных ресурсов и природного богатства, которыми располагает Россия.

Надежды перекрыть трудности решения этих проблем с помощью золотого дождя, который выпал на государственный бюджет из-за хорошей внешнеэкономической конъюнктуры, наивны. Принимая решения или предлагая их, необходимо тщательно просчитывать экономические последствия и политическую цену решений.

Для российской экономики, в которой монетарные власти выбрали обменный курс рубля в качестве главного инструмента управления, не предполагающего контроля за денежным предложением, наращивание инвестиционного спроса за счет “инициативы сверху”, т. е. дополнительных бюджетных трат, приведет не к экономическому росту, а к росту инфляции и ускоренному укреплению рубля.

Раскрученная инфляция способна похоронить выполнение социальных заданий, данных правительству главой государства, а укрепление рубля – остановить деятельность тех предприятий, которые по объективным и субъективным причинам не смогут производить конкурентоспособную на внутреннем рынке продукцию. По моей оценке, каждые 100 млрд руб., отправленные из стабилизационного фонда в инвестиционные проекты, эквивалентны примерно 3%-ному укреплению рубля к основным иностранным валютам.

Вследствие уже принятых в рамках бюджетов 2005–2006 гг. решений по формированию и использованию части стабилизационного фонда дополнительное укрепление рубля при текущем уровне цен на нефть составит не менее 10–15%. Причем, поскольку Банк России придерживается политики фиксированного курса, все укрепление рубля происходит через рост цен. Не случайно уже по итогам января – июля текущего года мы получим планируемые на весь год 8,5% прироста цен и примерно 10%-ное укрепление рубля. Если мы продолжим в том же духе, то никакие “сезонные огурцы” в борьбе с инфляцией и укреплением рубля не помогут.

Неисполнение социальных обязательств и трудности со сбытом продукции отечественных предприятий – вот что ждет нас, если пойдем по пути подмены решения реальных проблем, стоящих перед нашей страной, простой тратой стабилизационного фонда, средства которого понадобятся, чтобы смягчить удар по стабильности российской финансовой системы после падения цен на нефть.

Хотелось бы призвать политиков, от которых зависит принятие реальных решений, внимательно посчитать, что же выгоднее сегодня для страны. Путь первый: загнать стабилизационный фонд в инвестиционные проекты, высокая отдача которых при нынешнем уровне и качестве регулирования для меня лично сомнительна, а результат в виде инфляции и остановки ряда предприятий несомненен. И путь второй: приложить усилия к решению фундаментальных проблем, препятствующих выходу России в лидеры по динамике экономического развития. Президент России по этому вопросу определился, недавно напомнив о том, что задача удвоения валового внутреннего продукта с повестки дня не снимается, а вот разбазаривать стабилизационный фонд под предлогом этой цели недопустимо.