НА КОНТИНЕНТАХ: Пузырящийся дом


Дом спроектировал венгерский архитектор Антти Ловаг, который исповедует идеи органической архитектуры, вдохновляемой природными формами и образами. Для Ловага, которому сейчас 85 лет, возведение этого дома стало всепоглощающей страстью. Он сам живет на прилегающей территории, так что, когда посетители приходят взглянуть на то, что сегодня известно под названием “дом-пузырь”, он может лично поведать им о своих философско-архитектурных взглядах.

Владелец дома, французский финансист, в течение многих лет поддерживал Ловага, разделяя его энтузиазм и позволяя делать с домом все, что тот хочет. Но недавно хозяин, которому уже за 90 лет, решил продать дом за 3 млн евро, т. е. за половину суммы, которая была в него вложена. По оценкам специалистов, новому собственнику придется инвестировать в дом еще около 1 млн евро.

Дом расположен на территории в 7,5 га, из окон открываются панорамные виды на море. Он также полностью изолирован от других владений, что является большой редкостью для Лазурного берега. Строение уютно примостилось на склоне вулканической скалы. Кажется, что оно внеземного происхождения: несколько пузырей разбросаны так, что образуют овал, а расположенные в них круглые окна днем пропускают средиземноморский свет, а ночью позволяют любоваться звездным небом. На входе посетителям, правда, придется подключить воображение: нужно пройти сквозь мешанину проводов, куски полистирола и бетона и другой строительный хлам. Однако затем в воображении уже нет необходимости ввиду полной необычности того, что предстает перед глазами.

Здания в форме купола (те самые “пузыри”) переходят друг в друга, но они расположены на разных уровнях, а светлые, гладкие стены перетекают в потолки, которые затем обратно перетекают в стены. Некоторые окна полностью открываются, чтобы впускать свежий воздух. Системы кондиционирования в современном смысле здесь нет, однако есть отверстия для вентиляции.

В доме, жилая площадь которого составляет 850 кв. м, практически нет прямых линий или острых углов. Полы выложены в основном каррарским мрамором медового цвета. В центре дома – средиземноморский сад с ручьем, водопадом, пальмами и экзотическими растениями. С потолка в одном из “пузырей” свисает аквариум.

Большая часть мебели встроена в дом и следует очертаниям помещений. Кухня здесь круглой формы, как и комната для переодевания, прилегающая к главной спальне; шкафы и полки поворачиваются, уходя в углубление в стене, чтобы их не было видно, когда они не нужны. Правда, при всей ультрасовременности окружающая обстановка, которая 35 лет назад была вызовом времени, сегодня выглядит на удивление устаревшей.

Довести футуристические идеи Ловага до окончательного воплощения будет интересной задачей для нового хозяина. Хорошо то, что сам архитектор готов помочь покупателю завершить проект, если тот будет согласен. Стимул к тому есть: по французским законам менять что-либо в доме, внесенном в список памятников культуры, можно, пока Ловаг жив. После смерти его наследие должно будет оставаться в неприкосновенности.

За пределами дома еще много чего предстоит сделать. В планах архитектора – строительство искусственного озера, которое будет отражать овальную форму всего строения, отделка внешних стен. Недостроенным остается обширный плавательный бассейн, вырезанный в скале. Кроме того, хорошо бы отремонтировать подъездную дорогу, которая находится в достаточно плачевном состоянии.

Среди деревьев можно обнаружить следы творческой энергии Ловага. Экспериментальные “пузыри” лежат заброшенные, словно доисторические создания. В одном из них и живет Ловаг. Кому-то сам архитектор покажется чересчур эксцентричным, а его работа – безумно дорогой, учитывая необходимость создавать прямо на месте практически все компоненты, необходимые для дома. Однако для Ловага этот дом попросту отражает то, как человеческие создания живут и двигаются, он не намерен загонять их в прямоугольное пространство. Он влюблен в “свободу, безмятежность и благополучие” и считает, что достичь их можно в тех жилых помещениях, которые он создает. По его словам, его не особенно беспокоит личность будущих хозяев дома, главное – чтобы “им было приятно отправиться в это путешествие”.

Кто бы ни купил “дом-пузырь”, нужно помнить, что он не является уникальным строением. Там же, на Лазурном берегу, Ловаг возвел еще три аналогичных дома, и один из них сегодня служит летней резиденцией дизайнера Пьера Кардена. Однако можно быть уверенным в том, что о последнем доме Ловага никогда не перестанут говорить и что имя нового собственника будет связано с важной вехой в истории архитектуры. (FT, Михаил Оверченко)