Pepsi взбодрила Danone


Слухи о том, что Danone может стать объектом поглощения, в последние годы появлялись на рынке не раз и каждый раз отражались на курсе акций компании, но вчера трейдеры установили рекорд. Цена акций Danone на утренних торгах взлетела на 14%, установив исторический максимум в 90,55 евро. К вечеру ажиотаж спал и по итогам дня рост составил 10,2% (87,6 евро).

Поводом стало сообщение французского радио о том, что PepsiCo может сделать предложение о покупке Danone по 115 евро за акцию. В этом случае вся компания будет оценена в 30,4 млрд евро; вчера вечером ее капитализация составила $23,2 млрд. Переданная по радио информация не содержала ссылок на источники. Но масла в огонь подлил председатель комитета по экономике парламента Франции Патрик Олье, заявивший газете Les Echos: “Я нахожу постыдным, что чемпионы французского бизнеса могут быть проглочены иностранцами. Правительству нужно этим озаботиться”.

Франция и Германия культивируют идею “национальных чемпионов” – ведущих национальных компаний международного уровня – и выступают против их покупки иностранцами. Danone – один из ведущих мировых производителей молочных продуктов и второй после Nestle производитель бутилированной воды (брэнды Evian, Volvic, Aqua). Компания работает и в России, купив столичную фабрику “Большевик”, петербургского производителя рулетов “Торнадо” Chok & Rolls, построив заводы по производству йогуртов в Тольятти и подмосковном Чехове. Два года Danone вела переговоры о покупке крупнейшего российского производителя соков и молочных продуктов “Вимм-Билль-Данн” за $1 млрд, но в ноябре 2003 г. компании объявили, что сделка не состоится.

Представитель Danone Стефани Рисмон-Варанье вчера отказалась “комментировать слухи”. PepsiCo 6 июля опровергла сообщения в журнале Challenges о том, что рассматривает вопрос о покупке Danone за 30 млрд евро и уже скупила 3% акций. Но вчера PepsiCo подтвердила, что заявление от 6 июля остается в силе. Между тем с того дня акции Danone выросли на 21%. Директор по корпоративным вопросам российской “дочки” Pepsi Bottling Group Александр Шальнев вчера отказался от комментариев.

Danone и раньше сватали за грандов мирового пищевого бизнеса, таких как Nestle, Unilever, Coca-Cola, Kraft Foods, но сейчас рынок готов верить этим слухам больше, чем раньше. Консолидация среди ритейлоров позволяет им требовать от производителей снижения цен, и для последних покупка других компаний становится одним их способов стимулировать рост. Покупателем Danone (объем продаж в 2004 г. – $16,4 млрд), по мнению аналитиков, должна быть компания, существенно превосходящая ее по размеру. У PepsiCo продажи составляют $29,3 млрд, у Coca-Cola – $22 млрд, у Nestle – $66,4 млрд.

Danonе представляется особенно привлекательным активом благодаря подразделению молочных продуктов, продажи которого в 2004 г. выросли на 10,5%, в значительной степени благодаря популярности йогурта Actimel. Но именно успех этого бизнеса ставит под вопрос логичность сделки с PepsiCo. “Около 50% продаж Danone – это йогурты, а работа в этом секторе требует других навыков, чем может предложить PepsiCo, – заявил Bloomberg Джеймс Рассел, начальник аналитического отдела фонда Fifth Third Asset Management. – Так что мы очень скептически относимся к возможности такой сделки”.

Не стоит недооценивать и влияние административного ресурса. В апреле 2004 г. швейцарская фармацевтическая компания Novartis, желавшая купить Aventis, была вынуждена отступить под напором неофициальных и публичных угроз со стороны французских властей, и Aventis досталась французской же Sanofi-Synthelabo.