Будем банкротить


“Мы поняли, что единственная возможность вернуть наши деньги – обратиться в российский суд с иском о банкротстве “ЮКОСа”, – рассказал “Ведомостям” менеджер одного из банков-кредиторов. По его словам, сделать это предложила сама “Роснефть”.

Банки, которым “ЮКОС” задолжал $470 млн, готовы инициировать банкротство опальной компании в российском суде. В этом “Ведомостям” признался топ-менеджер одного из западных банков, кредитовавших “ЮКОС” незадолго до ареста Михаила Ходорковского, осенью 2003 г.

Сейчас речь идет об остатке долга по кредиту на $1 млрд, который был синдицирован в сентябре 2003 г. Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC и ING. Координатором сделки выступал банк Societe Generale (SG). Тогда же он выдал “ЮКОСу” еще $1,6 млрд, но под обеспечение Group Menatep. Поручителями по этим кредитам выступили все добывающие “дочки” “ЮКОСа”, включая “Юганскнефтегаз”. Но в декабре 2004 г. “ЮКОС” перестал обслуживать свои долги.

Убедившись, что у предприятий “ЮКОСа” денег нет, банкиры обратились за возвратом кредита к новому владельцу “Юганска” – “Роснефти”. Но там их перенаправили в “ЮКОС,” и в июне Высокий суд Лондона удовлетворил иск банков о взыскании с “ЮКОСа” $482 млн долга. С аналогичным иском по поводу невозвращенного кредита в апреле в арбитражный суд Лондона обратилась и Group Menatep, но вердикт пока не вынесен.

Источник, знакомый с переговорами банкиров и “Роснефти”, подтверждает, что эта компания с мая убеждает кредиторов “ЮКОСа” подать иск о банкротстве в российский суд, обещая им юридическую и административную поддержку. Но менеджер “Роснефти” категорически отрицает эту информацию.

От официальных комментариев по этому вопросу в кредитовавших “ЮКОС” банках отказываются. Но на условиях анонимности еще один банкир рассказал “Ведомостям”, что вариант банкротства “ЮКОСа” сейчас обсуждается банками как самый логичный. “ЮКОС” сам подавал иски о банкротстве в суды США, – напоминает он, – а мы уже полгода пытаемся получить деньги с компании и ее поручителей, и пока безуспешно”. Он добавляет, что такой вариант развития событий выгоден и “Роснефти” – она не будет инициатором банкротства, но сможет получить активы “ЮКОСа” в счет долгов.

Для того чтобы инициировать процесс банкротства “ЮКОСа”, банкам достаточно принести решение лондонского суда в российский суд и, предъявив кредитный договор с “ЮКОСом”, попросить выдать им исполнительный лист, разъясняет управляющий партнер A.S.T. Анатолий Юшин. После того как приставы не смогут взыскать необходимые $482 млн по этому листу, банки могут подавать иск о банкротстве компании.

Высокопоставленный менеджер “ЮКОСа” называет эту схему “красивым ходом”. “Это поможет сохранить лицо российскому правительству, которое в будущем всегда может указать, что вовсе не государство добивалось банкротства “ЮКОСа”, а коммерческие структуры”, – говорит он. Того же мнения придерживается и директор Института энергетической политики Владимир Милов. Он добавил лишь, что, видимо, “банкам сделали предложение, от которого трудно отказаться”.