Настоящий “Связной”


“Связной” – вторая сеть салонов сотовой связи после “Евросети” (1749 салонов, оборот в первом полугодии – $960 млн). Но “Связной” хочет сократить отставание: сейчас компания готовится занять $86 млн, чтобы увеличить число своих магазинов. По итогам года компания рассчитывает получить выручку $1,2 млрд, говорится в проспекте облигаций на 1 млрд руб., который на прошлой неделе зарегистрировала ФСФР. В нем “Связной” раскрыл своих владельцев.

Их оказалось трое, но основная часть бизнеса принадлежит генеральному директору группы компаний “Связной” Максиму Ноготкову. До ноября прошлого года он лично владел 99,9% акций группы, а еще 0,1% – его жена Елена. Сейчас акционерами группы являются Ноготков (0,1%) и зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания Patagon Finance, которая, по словам двух источников в “Связном”, представляет интересы Ноготкова. Таким образом, он контролирует 100% акций группы, которая владеет дистрибьюторской компанией “Связной”, контент-провайдером “Связной Загрузка” и всеми региональными сетями, за исключением московской “Связной МР”. В ней группе принадлежит 77,5% акций, а оставшимися 22,5% владеют братья Александр (17,5%) и Павел (5%) Исуповы.

Участников рынка это не удивило. “Бумажного подтверждения этому [что Ноготков – владелец “Связного”] никто не видел, но эта информация не является для нас сюрпризом”, – говорит управляющий партнер группы компаний Divizion Павел Караулов.

Ноготков продает телефоны половину своей жизни. Он родился в 1977 г. и с 14 лет начал торговать на радиорынках Москвы. “Я продавал сначала телефоны с автоматическим определителем номера, потом калькуляторами, затем – аудиоплейеры и радиотелефоны”, – вспоминает Ноготков. В 1993 г. он поступил в МГТУ им. Н. Э. Баумана, но бросил университет и в 1995 г. основал фирму “Максус” и занялся оптовыми продажами техники. К 1998 г. “Максус” стал крупнейшим дистрибьютором DECT-телефонов Siemens в России, а с 2000 г. компания начала работать и с сотовыми телефонами.

Но оптовые продажи сейчас приносят “Связному”, в который преобразовался “Максус”, около 10% продаж, говорит Ноготков. Основной оборот группы обеспечивает розница, которой Ноготков занялся всего три года назад, в апреле 2002 г.

Если “Связной” действительно увеличит годовой оборот до $1,2 млрд, то стоимость группы составит $400 млн (без учета долгов), говорит управляющий директор AG Capital Management Александр Агибалов. Совладелец и председатель совета директоров “Евросети” Евгений Чиваркин не верит, что “Связной” выполнит свой план, а в случае успеха обещает “повесить у себя в кабинете портрет Ноготкова”. Сейчас бизнес “Связного” стоит не менее $100 млн, считает аналитик исследовательской компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Ни Ноготков, ни другие владельцы сетей салонов сотовой связи не попали в список 100 богатейших бизнесменов России, составленный журналом Forbes. А журнал “Финанс” оценил состояние Ноготкова в $90 млн (234-е место) – больше, чем у Чичваркина и его партнера по “Евросети” Тимура Артемьева (292–293-е места, по $60 млн). Владелец “Техмаркета” Вадим Зеленин и совладельцы DIXIS Олег Семечкин и Андрей Шлыков, по мнению “Финанса”, “стоят” по $35 млн.

Участников рынка удивило, что совладельцами “Связного” являются братья Исуповы. “Связной МР”, по словам Ноготкова, обеспечивает менее 9% всех продаж “Связного”, так что их доля в бизнесе группы невелика. Связаться с ними “Ведомостям” не удалось. Они с самого начала были акционерами “Связного”, вспоминает гендиректор сети DIXIS Андрей Шлыков. Он, однако, считал, что Исуповы давно вышли из этого бизнеса. “Один из них руководил розницей “Связного”, и руководил неплохо”, – говорит Чичваркин. Исуповы до середины 2003 г. работали в “Связном”, пояснил “Ведомостям” Ноготков, добавив, что теперь у братьев свои проекты, но они сохранили долю и в его компании.