Низкий старт


Во всей Азии (за исключением Японии) нет ни одного университета, который бы попал в верхние строчки многочисленных рейтингов, оценивающих учебные заведения по качеству обучения и академических исследований. В соответствии с авторитетным рейтингом Института высшего образования при шанхайском Университете Джао Тонг лучшими в Азии являются Национальный университет Сингапура и Национальный университет Тайваня, но ни один из них не входит в сотню лучших университетов мира. Приложение к журналу Times, освещающее вопросы высшего образования, относится к азиатским учебным заведениям более благосклонно: в его рейтинге университетов мира Пекинский университет занимает 17-е место, а Национальный университет Сингапура – 18-е. “Мне бы очень хотелось, чтобы на Тайване был университет международного уровня”, – говорит Моррис Чанг, председатель совета директоров Taiwan Semiconductor Manufacturing Company.

Значительная часть технического персонала представительства компании AMD в Бангалоре получила западное образование или опыт работы на Западе, говорит директор индийской исследовательской лаборатории IBM Понани Гопалкришнан. Лишь семь или восемь из 40 человек пришли работать в компанию прямо из индийских университетов. “У них прекрасная теоретическая подготовка и неплохо развито аналитическое мышление, они не боятся работы и готовы обучаться, но им не хватает практического опыта, который есть у выпускников западных университетов”, – сетует Гопалкришнан.

Офис индийской исследовательской лаборатории американской компании IBM расположен на территории Индийского технологического института в Дели, и у его директора есть возможность взглянуть на ситуацию изнутри. Студенты этого университета способны, хорошо подготовлены, и у них отличная мотивация, утверждает Гопалкришнан. Но это и не удивительно: чтобы поступить на один из семи факультетов, абитуриентам приходится пройти “самый сложный и самый совершенный вступительный экзамен в мире”, по крайней мере так считают в этом институте.

Но самая большая проблема не в студентах, а в преподавателях, говорит Капил Сибал, министр по науке Индии. “Мы вкладываем много сил и средств в подготовку профессорско-преподавательского состава”, – добавляет он.

Китай тоже стремится стать научной и технологической сверхдержавой, и его правительство делает упор на открытие отделений западных университетов в самом Китае. Цель все та же – повысить стандарты обучения. Данные китайского Министерства науки и технологии демонстрируют бурный рост сферы высшего образования. Количество студентов выросло с 7,2 млн человек в 2001 г. до 9 млн человек в 2002 г., из них 2,5 млн и 3,1 млн человек соответственно обучались по техническим специальностям.

Ни в Китае, ни в Индии нет достоверной статистики о том, сколько их граждан обучаются за границей. Но данные зарубежных университетов свидетельствуют, что своего пика студенческий поток достиг два или три года назад. По данным американского совета высших учебных заведений, количество китайских и индийских граждан, желающих учиться в США, упало на 45% и 28% соответственно в 2003/04 учебном году и на 13% и 9% соответственно в 2004/05-м. (FT, 10.07.2005, Полина Михалева)