Собирательное местоимение


Ежегодная летняя московская выставка – форум художественных инициатив собралась в десятый раз. За последнее десятилетие многое в нашей художественной жизни изменилось к лучшему, только не этот форум – случайное соединение художнических работ, объединенных под философическим названием, во время мертвого выставочного сезона.

Поскольку никакой жесткой кураторской воли форум не предусматривает, то складывается выставка случайно – в прошлом году под названием “Рай” она сложилась очень удачно, в этом году не сложилась. Название, наверное, подкачало. Природе художника чужд коллективизм, большинство великих отличались крайним индивидуализмом, и если вдруг они объединялись – в товарищество (передвижники) или для поездки в Арль (Гоген с Ван Гогом), то потом быстро ссорились.

Метафора выставки – работа группы Escape “Хор”. На мониторе четыре художника самозабвенно поют каждый свою песню, из динамиков раздаются обрывки случайных разговоров. Так и выставка – вроде каждая работа неплоха и о чем-то, а вместе все они выглядят кучей мусора, так как большинство произведений собрано из разной дешевки – бросовых материалов. И картины (здесь есть и немного живописи) оказались какими-то тусклыми, даже у принципиально жизнерадостного дуэта Виноградов & Дубосарский. Нет, сами по себе картины неплохи, а у Александры Паперно очень даже нежны, но просто фон для их анемичной тусклости оказался губительным.

Фон – это расклеенные по залу диаграммы, отражающие результаты реально проведенных социологических исследований среди россиян. То есть мы – это население нашей страны, высказавшееся по поводу того, что есть патриотизм и что есть ценного в русской культуре (спортивные достижения на первом месте). Говорят, что диаграммы украшают газету, но выставку явно уродуют.

Еще решительный удар по облику экспозиции нанесла большая коллекция объявлений как части народного творчества, собранная известным фольклористом Алексеем Плуцером-Сарно (автор словаря мата). Материал выставлен забавный и поучительный, но уж больно неэстетичного вида.

За всеми этими выставочными неприглядностями обидно теряется все симпатичное (оконная рама с погибшими оловянными солдатиками Натальи Зинцовой), виртуозное (картина, собранная из мелких бумажек, Никиты Гашунина), социальное (видеоинтервью с подростками Андрея Великанова) и наглое – группа Deadline разукрасила надписями манежные туалеты.

Но вот что интересно: большинство художнических сочинений на вольную тему “Мы/We” – про советское детство. Когда советские дети выросли и стали художниками, то они, видимо, перестали чувствовать с кем-либо единство.