Борьба за пустое место


На прошлой неделе Президиум Высшего арбитражного суда РФ признал действительным договор аренды гостиницы “Спорт”, который МААН заключило в 2000 г. с ГУЭП “Эфес”, сообщил “Ведомостям” сотрудник секретариата Президиума ВАС РФ. Но сама гостиница уже год как не существует. Ее взорвали в сентябре прошлого года по распоряжению столичных властей из-за аварийного состояния и непригодности к дальнейшей эксплуатации. На месте отеля планируется построить комплекс, состоящий из отеля, офисов, торгово-развлекательного центра. Адвокат МААН Елена Кошкина уверена, что решение Президиума ВАС дает право оспорить распоряжение столичных властей о сносе гостиницы, а также взыскать ущерб с последнего владельца “Спорта”. В 2003 г., по словам руководителя по связям с общественностью МААН Виктора Гаврикова, ГУЭП “Эфес” продало гостиницу компании “Вертон-Лизинг”, а та – СК “Эльгида”. Перед сносом отеля “Эльгида”, по словам Кошкиной, в судебном порядке расторгла с МААН договор аренды. “Он был заключен по заведомо заниженным ставкам, менее $20 за 1 кв. м в год, в результате компания понесла ущерб в $3 млн”, – объясняет позицию “Эльгиды” адвокат Григорий Захаров. Гавриков, в свою очередь, утверждает, что МААН вложило в реконструкцию здания более $3,5 млн.

Участники рынка и юристы считают, что “Науке” будет сложно добиться отмены распоряжения мэрии или возврата потраченных денег. “По таким документам исковая давность составляет три месяца”, – поясняет Денис Балакин, гендиректор компании Corpus Juris. В московском правительстве убеждены, что все претензии МААН должно направлять не чиновникам, а собственнику здания. “Когда гостиницу сносили, действовало решение суда о прекращении договора аренды”, – объясняет свою позицию источник в мэрии. С этим согласен и чиновник Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, пожелавший остаться неназванным.

“Не вижу смысла подавать иски в адрес мэрии, ведь решение о сносе принимает собственник”, – говорит партнер юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Виталий Можаровский. Балакин уверен, что МААН остается рассчитывать только на денежную компенсацию от владельца отеля за вложения в реконструкцию и досрочное прекращение аренды. Суд, по его мнению, будет на стороне “Науки”. Управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев предполагает, что компенсация МААН будет складываться из комиссионных брокеру по поиску нового помещения под гостиницу и расходов на переезд. По подсчетам риэлторов, такие затраты могут быть равны не более $1–1,2 млн плюс затраты на реконструкцию снесенного “Спорта”.