Чиновники зажгут звезды


О том, что 15 июля правительство России утвердило единый национальный стандарт для отечественных гостиниц, “Ведомостям” рассказала заместитель главы Ростуризма Натэла Шенгелия. Новые правила подразумевают четкое деление отелей на категории от одной до пяти звезд. Оценивать техническое состояние отелей и уровень сервиса будет специальная Аттестационная комиссия, состоящая из преподавателей профильных вузов, аккредитованных представителей органов сертификации и управляющих гостиницами. Сертификат будет выдаваться бессрочно. Для подтверждения статуса или повышения уровня звездности российским отелям необходимо проводить ежегодный аудит. “Отелям знаменитых мировых сетей аудит проходить надобности нет”, – уточняет Шенгелия. К приему заявок от гостиниц и выдаче звезд Ростуризм планирует приступить уже на следующей неделе.

Стоимость услуги в Ростуризме комментировать не стали. “Единой ставки нет. Все будет зависеть от количества звезд, на которые отель претендует, и размера самой гостиницы”, – уверяет Шенгелия. По информации управляющего одного из московских отелей, осведомленного в деталях проекта, “оценка 3–4-звездочного отеля размером не более 100 номеров обойдется примерно в $1500, что не очень обременительно для крупной компании”.

Сертификация будет носить добровольный характер, т. е. если у отеля уже есть выданный ранее сертификат, то никто не будет заставлять его подтверждать права на звезды по новым национальным стандартам, уточнили в Ростуризме. Однако отказавшиеся от сертификации отели не смогут рассчитывать на господдержку (не будут включены в список рекомендуемых гостиниц для турфирм и клиентов). “Для каждого отеля это вопрос имиджа”, – говорит Шенгелия. “Предлагая тот или иной отель, мы обязаны давать его оценку. Однако иногда звезды не соответствуют стандартам, клиенты жалуются. Теперь мы будем ссылаться на оценку госструктуры”, – соглашается Леонид Исакович, генеральный директор специализирующейся на въездном туризме компании “Академсервис”.

Участники гостиничного рынка также поддерживают инициативу Ростуризма. “Мы получили четыре звезды в 2003 г. в [ныне упраздненном] департаменте туризма Минэкономразвития, но для собственного престижа я готова подтвердить стандарт еще раз”, – говорит Татьяна Гостенина, генеральный директор компании Hospitality Management Group (управляет гостиницей “Татьяна”).

“Практически все ведущие гостиничные сети имеют собственные стандарты, а они обычно более высокие, чем национальные”, – уточнил Александр Бобылев, управляющий директор “Балчуг Кемпински”. Но во всех странах стандарты отелей отличаются. “Это можно почувствовать, посетив, к примеру, трехзвездочный отель на окраине Франции, и приятно удивиться уюту гостиницы, и наоборот – пять “египетских” звезд могут стать для вас кошмаром”, – говорит Бобылев.

Наиболее авторитетными в мире считаются гостиничные стандарты, принятые на Мадридской сессии Всемирной туристской организации (ВТО) в 1989 г. “Стандарты детально расписывают, что должно быть в номере отеля от одной до пяти звезд. Однако они носят рекомендательный характер, и не все ему соответствуют”, – вспоминает Гостенина.

Шенгелия пояснила, что создание общероссийской классификации связано с тем, что до сих пор звезды гостиницам выдавались бесконтрольно. “Кто угодно может учредить собственную систему сертификации”, – уверяет она. “Клиентов часто вводят в заблуждение – на картинке любой отель выглядит привлекательно, а в итоге туристы приобретают кота в мешке”, – вторит Владимир Канторович, вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ). “Классификация же подразумевает контроль качества”, – добавляет Шенгелия.