“Роснефти” простили


Покупка “Юганскнефтегаза” за $9,4 млрд заставила “Роснефть” стать вторым заемщиком в стране: на начало года ее долг вырос больше чем в пять раз до $22,5 млрд.

Набрав долгов, “Роснефть” поставила себя под удар: в отчете по US GAAP за 2004 г. она призналась, что нарушила условия прежних займов на $1,66 млрд и кредиторы могут потребовать от нее досрочно погасить эти долги. По данным S&P, эта сумма была в $1,9 млрд. В частности, было нарушено соотношение консолидированной задолженности к консолидированной EBITDA и материальным чистым активам, говорилось в отчете “Роснефти”.

Тем не менее компания продолжала учитывать этот долг как долгосрочный, за что получила замечание от аудитора Ernst & Young. Компания объясняла, что ведет переговоры с кредиторами – банками и держателями облигаций – об освобождении от обязательств по нарушенным условиям. Но менеджеры банков – кредиторов “Роснефти” грозили воспользоваться своим правом объявить ей кросс-дефолт по прежним обязательствам.

Теперь эта опасность миновала. Кредиторы сняли свои претензии по нарушенным обязательствам, сообщило вчера S&P и подтвердило рейтинг компании на уровне B- с развивающимся прогнозом. До этого рейтинги “Роснефти” находились в списке на пересмотр в сторону понижения.

Почти все кредиты для “Роснефти” синдицировал ABN Amro, напоминает аналитик “Ренессанс Капитала” Павел Мамай. Компания также выпустила еврооблигации на $150 млн. В S&P сказали, что “Роснефть” простили и банки, и держатели облигаций. Менеджер “Роснефти” подтвердил эту информацию и сказал, что кредиторы не выдвинули никаких условий. “Мы просто договорились”, – говорит он. Было очевидно, что кредиторы пойдут навстречу госкомпании, рассказывает Мамай, у нее есть мощный рычаг давления на иностранные банки: она потенциально очень крупный клиент, терять которого им невыгодно.

Основные проблемы у “Роснефти” были с теми банками, которые потребовали от “Юганскнефтегаза” погасить долги по поручительствам за “ЮКОС”: Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC, ING и Societe Generale (SG). Некоторые из них кредитовали и “Роснефть” и даже грозили ей кросс-дефолтом по нарушенным обязательствам. Видимо, “Роснефть” договорилась с ними, как решить эту проблему, предполагает Мамай, например о банкротстве “ЮКОСа”. Ранее два банкира говорили “Ведомостям” о таких планах. По данным аналитиков S&P, “Роснефть” достигла и временного соглашения с банками – держателями гарантий на сумму $1,1 млрд (по поручительствам “Юганска”). А с держателями облигаций проблем вообще не должно было возникнуть, продолжает Мамай. Сейчас они торгуются намного выше номинальной стоимости, которую получили бы кредиторы при досрочном погашении. В Deutsche Bank, Citibank, SG от комментариев отказались, с ABN Amro связаться не удалось.

Тем не менее Standard & Poor’s отмечает, что финансовое положение компании очень неустойчиво. И как возможную дополнительную нагрузку указывает планы государства по приобретению дополнительного пакета акций “Газпрома” за счет материнской компании “Роснефти” – “Роснефтегаза”. “Роснефтегаз” получил от “Газпрома” 10,74% его акций и должен до конца года оплатить покупку. Первый транш – 16,2 млрд руб. компания должна была оплатить до 23 июля. А вчера “Интерфакс” со ссылкой на источник, знакомый с условиями сделки, сообщил, что “Роснефтегаз” не успел привлечь кредит у западных банков для расчета с “Газпромом” и деньги на первый транш ему перечислила “Роснефть”. Подтвердить эту информацию в “Газпроме” не удалось.