Сбербанк ведут на рынок


Минэкономразвития пытается спасти грядущую реформу кредитной системы. По закону о бюро кредитных историй с сентября все банки, заручившись согласием заемщиков, должны делиться сведениями о выданных кредитах и аккуратности их погашения как минимум с одним бюро. Оно обязано продавать эти данные всем заинтересованным банкам. Расценки на услуги бюро закон не регулирует.

Иностранцам российский рынок информации о кредитах показался перспективным. Один из крупнейших мировых игроков – Experian – вложит $10 млн в создание бюро вместе с агентством “Интерфакс”. В партнерстве с Ассоциацией российских банков (АРБ) свое бюро откроет в России TransUnion Crif. Уже в 2006 г. продажи всех кредитных бюро могут составить несколько миллионов долларов, объясняет энтузиазм первый заместитель гендиректора “Интерфакса” Владимир Герасимов.

Но крупнейшие российские банки не собираются делиться информацией о своих клиентах с конкурентами. Собственные кредитные бюро намерены создать Сбербанк, на который в начале года приходилась примерно половина от объема выданных кредитов, и “Русский стандарт” (6,5%). “Наличие собственного бюро у Сбербанка может привести к тому, что большой объем информации будет недоступен другим банкам по разумной цене”, – возмущается замминистра экономического развития Андрей Шаронов в письме председателю ЦБ (основной акционер Сбербанка) Сергею Игнатьеву и президенту “Сбера” Андрею Казьмину (копия письма имеется в распоряжении “Ведомостей”). Пока данные Сбербанка не станут общедоступными, не сможет нормально развиваться вся система кредитных бюро, добавляет директор департамента Минэкономразвития Анна Попова. А ведь она должна гарантировать, что из-за большого количества “плохих” потребительских кредитов в стране не случится банковский кризис, “возможность возникновения которого сейчас не исключена”, напоминает в письме Шаронов. Ему кажется “целесообразным”, чтобы “Сбер” кроме собственного бюро отправлял информацию еще в какое-нибудь. Выбрать конкурента Шаронов предложил банкирам на конкурсе.

Представители Сбербанка не смогли прокомментировать это предложение. Раньше банк уже отказался участвовать в кредитном бюро при АРБ, хотя изначально, до прихода Experian, входил в состав учредителей. Тем не менее Казьмин обещал передавать туда черные списки проштрафившихся заемщиков. Топ-менеджер Сбербанка объяснял “Ведомостям”, что банкиры просто решили сэкономить: “Какой смысл тратить миллионы долларов на технологии и обеспечение, когда у нас уже есть все готовое за существенно меньшие деньги?” По его словам, Сбербанк вел переговоры о создании “своего” бюро с Национальным резервным банком и Межрегиональным инвестиционным банком (МИБ).

Без Сбербанка не получится создать общий банк данных о кредитах, а тогда не сможет развиваться вся система кредитных бюро. “Наличие сепаратного бюро приведет к ограничению [оборота] информации”, – сетует Герасимов. Он уверен, что бюро “Интерфакса” с Experian “с радостью” поборолось бы за право быть дублером собственного бюро “Сбера”. А президента АРБ Гарегина Тосуняна это не вдохновляет: “Сбербанк уже согласился делиться с нами черным списком, не думаю, что на него нужно давить дальше”.

Заставить “Сбер” делиться информацией с конкурентами чиновники не вправе. “Это не дело Шаронова и государства вмешиваться в рынок, – возмущается бывший первый зампред ЦБ, вице-президент банковской ассоциации “Россия” Александр Хандруев. – Может, теперь они такие письма пошлют и “Русскому стандарту”, и всем другим крупным банкам, создающим свои бюро?” Ценность реформы с ограниченным участием Сбербанка “будет гораздо ниже, чем предполагалось”, но давить на отдельные банки – “не очень грамотный и рыночный подход и если ужесточать требования, то для всех”, добавляет аналитик Standard & Poor’s Ирина Пенкина. К тому же, если информация Сбербанка будет в двух бюро вместо одного, расценки на нее необязательно снизятся. “Просто у двух бюро будет возможность продавать дорого информацию Сбербанка – и все”, – считает зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. По его мнению, чтобы система заработала, надо прописать в законе уровень цен на данные кредитных бюро. А Пенкина считает, что эффекта можно будет добиться только тогда, когда “у самих банков появятся стимулы сотрудничать сразу с несколькими бюро”.