Усиление Лондону не помогло


Взрывы 7 июля на трех лондонских станциях метро и в автобусе привели к гибели 56 и ранениям 700 человек. Усиление мер безопасности и задержания подозреваемых не предотвратили новых терактов.

Как и в прошлый раз, три взрыва произошли в метро и один в автобусе около 12.30 по местному времени. Местами новых терактов стали станции метро Oval, Warren Street, Shepherd’s Bush, а также автобус 26-го маршрута на перекрестке Hackney Road и Columbia Road. По сообщению Sky News, вслед за взрывами полиция задержала человека у ворот резиденции премьер-министра на Downing Street. BBC также сообщает о втором задержанном. Кроме того, полиция искала террориста-смертника в районе больницы Kings College Hospital. Было прекращено движение на трех линиях лондонского метро – Victoria, Northern Hammersmith и City.

В 20.00 по московскому времени было известно лишь об одном раненом в результате взрыва на Warren Street, где взрывное устройство было начинено гвоздями. По данным BBC, пострадавший, возможно, держал в руках сумку с взрывным устройством.

Начальник лондонской полиции Иэн Блэр заявил, что мощность бомб была слабее, чем 7 июля. Его слова подтверждаются очевидцами: так, женщина, ехавшая в автобусе № 26, говорит, что “взрывом выбило стекла, но никто не пострадал”. Очевидец взрыва в метро говорит, что бомба взорвалась “со звуком петарды”.

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр призвал лондонцев сохранять спокойствие. “Мы знаем, почему это делается. Это делается, чтобы напугать людей, заставить их ощущать тревогу и беспокойство”, – сказал он. По словам Блэра, у полиции и спецслужб есть ясная картина произошедшего, а правоохранительные органы и службы безопасности показали себя “с самой лучшей стороны”.

“Намерения террористов, очевидно, были вполне серьезными, как и 7 июля”, – говорит Аркадий Лившиц, гендиректор компании “АРЛИ спецтехника”, производящей антитеррористические системы. По его мнению, “взрывные устройства могли не сработать потому, что их делал один и тот же взрывотехник, допустивший одни и те же ошибки при монтаже или выборе некачественной самодельной взрывчатки”. Вероятной ошибкой, по мнению Лившица, стало использование некачественных взрывных веществ, которые не могли быть инициированы обычным детонатором. “В этом случае обычно используют промежуточный детонатор, например толовую шашку, но ее, наверное, не нашлось”, – говорит эксперт.

Офицер Российской армии, сталкивавшийся с самодельными взрывными устройствами в Чечне, говорит, что ошибки при монтаже довольно часто ведут там к нештатным срабатываниям самодельных бомб и даже гибели террористов. “Но в Лондоне, судя по всему, применялась самодельная взрывчатка, что повышает вероятность провала для террористов”, – говорит он.

Дата и время взрывов вдвойне символичны. Новая террористическая атака произошла сразу же после завершения церемонии поминовения жертв терактов 7 июля – и повторяла предыдущий сценарий. Кроме того, 11 лет назад в этот же день нынешний премьер-министр Великобритании Тони Блэр был избран лидером лейбористской партии.

“Можно говорить о тупике, в который зашла нынешняя система предотвращения терактов, – говорит Андрей Солдатов, директор исследовательского центра “Агентура”. – Британская система была одной из самых лучших в мире, опиралась на хорошее проникновение в мусульманские диаспоры и обилие технических средств, но и она не сработала”. (Использованы материалы FT.)