Вершбоу назвал преемника


Сообщения, что замгоссекретаря Уильям Бернс рассматривается в качестве возможного преемника нынешнего посла США в России Александра Вершбоу, появились в конце июня. Вчера Вершбоу в интервью радио “Маяк” подтвердил эту информацию. В пресс-службе посольства США “Ведомостям” вчера сообщили, что агреман на назначение Бернса послом в России уже получен, а официально о его назначении должно быть объявлено “в течение 24 часов”. Новый посол может прибыть в Москву уже в конце июля – начале августа.

Бернсу 49 лет, его дипломатическая карьера началась в 1982 г. и почти целиком была связана с Ближним Востоком. Он работал в ближневосточном бюро госдепартамента, курировал региональные проблемы в аппарате Совета национальной безопасности, был послом США в Иордании. В 2001 г. Бернс был назначен на пост заместителя госсекретаря по ближневосточным делам. В период работы Бернса на этом посту началось американское вторжение в Ирак. При личном участии дипломата прошел палестино-израильский саммит в Шарм-эль-Шейхе в феврале 2005 г., положивший начало палестино-израильскому перемирию, действующему до сих пор, несмотря на периодические теракты. Бернс стал первым с начала 1980-х гг. американским дипломатом, встретившимся в марте 2004 г. с ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Встреча, последовавшая за отказом Ливии от программ разработки оружия массового уничтожения, символизировала конец внешнеполитической изоляции этой страны.

Важным исключением в ближневосточной карьере Бернса стала его работа в посольстве США в России в ранге советника-посланника в середине 1990-х гг. Новый американский посол владеет арабским, русским и французским языками, он автор научной монографии по истории отношений США и Египта в 1950–1980-е гг.

“Бернс – уважаемый профессионал, – говорит вице-президент вашингтонского аналитического центра CATO Institute Тед Карпентер, – он будет сторонником развития сотрудничества между Россией и США, но в то же время он не станет уходить от темы демократии в России”. Перед началом американского вторжения в Ирак, по словам эксперта, “Бернс не высказывал возражений против операции”. По данным Карпентера, Бернс близок к государственному секретарю Кондолизе Райс, однако “нет оснований говорить, что он вхож в Белый дом и принадлежит к ближнему кругу советников президента”.

“Карьера Бернса на Ближнем Востоке была ровной и успешной, насколько это было возможно”, – констатирует президент Института изучения Ближнего Востока Евгений Сатановский, ранее встречавшийся с новым послом. По мнению Сатановского, “в отличие от некоторых других американских дипломатов, например заместителя госсекретаря Джона Болтона, для Бернса характерен сдержанный и корректный стиль общения”. По мнению президента Института религии и политики Александра Игнатенко, перевод в Москву ведущего специалиста по Ближнему Востоку может означать, что налаживание взаимодействия в этом регионе станет на ближайшие годы приоритетом американской политики в отношении России. Карпентер согласен с Игнатенко и считает, что “значение Ближнего Востока в российско-американском взаимодействии может возрасти”.