Все в сборе


“Так серьезно темпы роста интернет-аудитории снизились впервые с момента появления Рунета”, – говорит аналитик J’son & Partners Борис Овчинников. Результаты опросов, проводимых фондом “Общественное мнение” (ФОМ), также показали, что в 2005 г. прирост недельной аудитории составил 25–30%, тогда как в 2004 г. – лишь 46%. “Те, кто не мог себе позволить Интернет – не было хорошего доступа, компьютера и т. д., – сейчас уже им пользуются”, – поясняет Овчинников. Он полагает, что теперь рост будет поддерживаться в основном за счет подрастающего поколения и к концу 2005 г. недельная аудитория Рунета вырастет на 24% до 9,8 млн человек.

А согласно данным ФОМ, еженедельная аудитория Рунета весной этого года уже составляла 11 млн. Со статистикой ФОМ соглашается Андрей Себрант, директор по специальным проектам Яndex. В то же время он подтвердил, что темпы роста аудитории снижаются, а в Москве она почти перестала расти. “Все, кто имеет компьютер, к Интернету уже подключились, а для дальнейшего роста необходимо увеличение компьютеризации населения, что сдерживают высокие цены”, – отметил Себрант.

Зато растет интенсивность использования Интернета, указывает гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин. Он приводит данные ФОМ, согласно которым количество граждан, кто пользуется Интернетом каждый день, за год выросло на 72%. Он считает, что на протяжении ближайших нескольких лет темпы роста интернет-аудитории останутся очень высокими. А эксперт по медиарынку Иван Засурский полагает, что их замедление может объясняться просто большим объемом интернет-аудитории. Аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева соглашается, что регулярная аудитория сформировалась, но уверена, что прирост недельной аудитории в абсолютном выражении – 2 млн пользователей в год – будет пока сохраняться.

J’son & Partners также подсчитали, что за счет роста трафика доходы от интернет-услуг растут быстрее. Борис Овчинников отмечает, что ежегодное удвоение объема данных стало устойчивой тенденцией. “В 2003–2004 гг. цены на трафик в Москве снижались в разы, но сейчас передача данных через Интернет практически не дешевеет. Домашние пользователи платят $20–30 за 1 Гб информации, корпоративные – от $5 до $60”, – говорит Овчинников. Он прогнозирует, что в 2005 г. рынок вырастет на 46% до $1,5 млрд. Эксперт по информационному обеспечению “МТУ-Интел” Илья Фабричников связывает рост объемов интернет-трафика с увеличением скорости доступа в Интернет. Он добавил, что сейчас все большую популярность получает широкополосный доступ, позволяющий скачивать “тяжелый контент” – например, музыку и видео.