DuPont скрыла правду


Коллективный иск от имени 14 потребителей посуды с тефлоновым покрытием подали в суды восьми штатов две юридические фирмы – Kluger, Peretz, Kaplan & Berlin и Oppenheim Pilelsky. Любой американец, пользовавшийся тефлоновой посудой, может присоединиться к иску.

Поводом для иска послужили исследования самой компании, проведенные в 1981 г. Перфтороктановая кислота (С8, или PFOA), использующаяся для производства тефлона, может при нагревании выше 360 градусов по Цельсию выделять токсины, вызывающие онкологические заболевания у крыс. “DuPont более 20 лет знала, что тефлон и содержащийся в нем химикат PFOA могут вызывать рак у подопытных животных”, – говорится в иске. Юристы не собираются доказывать, что PFOA может вызвать рак у людей, они лишь утверждают, что DuPont “лгала [о безопасности тефлона], чтобы иметь возможность продавать продукцию”.

За последние 40 лет DuPont продала или выдала лицензии на продажу тефлоновой посуды более чем на $40 млрд, посчитали адвокаты. Истцы требуют от компании заплатить компенсацию пострадавшим, снабдить всю тефлоновую продукцию предупреждающей надписью, а также организовать два фонда медицинских исследований. Выполнение этих требований обойдется DuPont в $5 млрд. Представитель DuPont Клифф Уэбб пообещал, что компания будет защищаться от обвинений.

Вредность PFOA стала достоянием гласности, когда Агентство по охране окружающей среды постановило, что DuPont в 1981–2001 гг. не выполнила требования о раскрытии информации о свойствах этого химиката. Компания оспорила это постановление в суде (решения пока нет), но было уже поздно, и отдел по борьбе с экологическими преступлениями при Минюсте США информацию затребовал.

В 2004 г. DuPont заплатила $82 млн жителям г. Паркерсбурга (Западная Вирджиния), где производится тефлоновая посуда. Они подали иск, утверждая, что PFOA вызвала врожденные дефекты у детей и болезни у взрослых. DuPont виновной себя не признала и продолжала говорить, что PFOA не угрожает здоровью, но до суда решила не доводить.

В России, по оценкам участников рынка, на посуду с антипригарным покрытием пришлось 25% из примерно 15 млн кастрюль и сковородок, проданных в 2004 г. на сумму $90 млн. По данным “Дюпон Россия”, российской “дочки” DuPont, в 2004 г. выпущено около 400 000 единиц тефлоновой посуды – на заводах-лицензиатах “Демидовский”, “Калитва” и “Нева Металл-Посуда”. В 2005 г. такую посуду начала выпускать “Северсталь Эмаль”.

Татьяна Ровецкая, начальник отдела сертификации посуды Ростеста, уверена, что претензии американцев не отразятся на российских производителях: “Вся выпускаемая посуда в нашей стране проходит обязательную сертификацию, которая включает и исследования по выделению вредных веществ из покрытий, в том числе нагревание, проверка безопасности посуды при механических повреждениях покрытия и проч.”. Испытания Ростеста показали, что тефлоновое покрытие безопасно для человека. “Это [иски американцев] похоже на политическую кампанию против DuPont, чтобы усложнить ей работу на рынке”, – считает Ровецкая.

Не боится тефлона и Инесса Смирнова, гендиректор “Демидовского”, крупнейшего производителя металлической посуды в стране (входит в холдинг “СУАЛ”): “Это похоже на черный пиар против DuPont. Наш завод работает по стандартам ISO, вся продукция проходит гигиеническую сертификацию, и мы уверены в ее безопасности”. “У нас очень жесткие нормы на содержание вредных веществ в чем-либо, а сотрудники DuPont жестко отслеживают технологию нанесения покрытия Teflon на нашей посуде”, – говорит другой представитель российской компании по выпуску посуды с тефлоновым покрытием.

Требовать от компаний полного раскрытия информации о продуктах – обычная практика в США. В 2003 г. суд обязал платежные системы Visa и MasterCard выплатить держателям их карт $800 млн только за то, что они не предоставляли им достаточно информации о комиссионных, взимаемых за конвертацию при покупках в иностранной валюте.