Касьянов снова стал узнаваемым


Четыре года проруководив российским правительством, в феврале 2004 г. Касьянов ушел в отставку. Спустя год он принялся критиковать нынешние власти, а в июне дал понять, что намерен объединить оппозицию Кремлю на президентских выборах – 2008.

Жизнью экс-премьера заинтересовались депутаты Госдумы: весной Игорь Островский из ЛДПР предложил палате спросить у ФСБ и МВД, нет ли у них материалов о противоправной деятельности отставника. А в конце июня “единоросс” Александр Хинштейн отправил в Генпрокуратуру несколько депутатских запросов о приватизации двух дачных комплексов на западе Москвы – “Сосновка-1” и “Сосновка-3”. По мнению депутата, первый через непрозрачные конкурсы достался фирмам, близким к Касьянову. Генпрокуратура уже расследует дело о причинении имущественного ущерба в особо крупном размере (ст. 165 ч. 3, до пяти лет лишения свободы) против гендиректора одной из фирм, а в отношении Касьянова “информация проверяется”. Дело Генпрокуратура возбудила 1 июля, а объявила об этом спустя 10 дней. 15 июля замгенпрокурора Владимир Колесников заявил, что упомянутый гендиректор продавал дачу “при активной и незаконной помощи ряда федеральных чиновников и самого бывшего председателя правительства Касьянова”.

Уже 11 июля “дачному делу” посвятили сюжеты в новостях все федеральные телеканалы. Как выяснили социологи ВЦИОМ в ходе опроса 16–17 июля, новости россияне смотрели внимательно: 66% говорят, что знают о том, что “Генеральная прокуратура предъявила Касьянову обвинения в незаконной приватизации государственной дачи”. Причем в крупных городах эта цифра еще выше: 82% в Москве и Санкт-Петербурге и 69% – в городах с населением больше полумиллиона человек. Большинство опрошенных – 47% – видят причину появления дела в том, что “он действительно нарушил закон”, а в политическую подоплеку верят всего 14%.

Сам Касьянов, по информации его пресс-службы, сегодня должен вернуться из-за границы и приступить к работе. До тех пор получить его комментарии невозможно, сказала “Ведомостям” Татьяна Разбаш, помощник экс-премьера по общественным связям. По ее словам, в окружении Касьянова уже видели результаты опроса и сейчас анализируют их.

Глава аналитической группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин считает, что скандал хоть и поспособствовал повышению “узнаваемости” политика Касьянова, но ненадолго. “Это локальное повышение, и если кампания не будет набирать обороты, до выборов оно не продлится”, – говорит эксперт.

Кража дачи – “идеальный сюжет” для массовой аудитории, “попавший точно в цель”, говорит гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Абсолютное большинство россиян, по его наблюдениям, “голосуют” за решение двух проблем: повышение благосостояния и всеобщее равенство перед законом. А политтехнолог Олег Матвейчев из Bakster Group добавляет, что с точки зрения PR кража дачи еще и близка каждому: “Увод какого-нибудь завода или оптимизацию налогов через офшоры ему еще, может быть, и простили бы, а дачу, да еще и в последние дни премьерства – это как-то мелко с точки зрения потенциальных избирателей”.

К концу своего премьерства Касьянов мог похвастаться 11%-ным рейтингом доверия (январь 2004 г.). Лишь троим политикам в июне 2005 г. удалось набрать рейтинг доверия выше 10% – Владимиру Путину (41%), главе МЧС Сергею Шойгу (13%) и лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому (10%). Теперь в доверии Касьянову сознаются всего 1% россиян (июль 2005 г.).

Говорить спасибо Генпрокуратуре за раскрутку Касьянову не стоит, считает Олег Матвейчев из Bakster Group, ведь теперь большие усилия придется потратить на объяснения, что “дачу не воровал, а конкуренты еще хуже”. Но цифра в 47% верящих, что экс-премьер преступил закон, “не фатальна” и “за большие деньги может быть изменена в ходе кампании”, говорит председатель совета директоров группы политконсалтинговых компаний “Никколо М” Игорь Минтусов. Он приводит в пример кампанию Андрея Климентьева, избравшегося мэром Нижнего Новгорода, не выходя из СИЗО. “На местных выборах удавалось выигрывать кампании и начиная с 80% антирейтинга, – соглашается Матвейчев. – Но кампания должна быть очень жесткой и манипуляционной: показывать, что конкуренты еще хуже, заставлять выбирать из двух зол, играть на принципе “свой – чужой”.

Все данные приведены на основании общероссийских опросов ВЦИОМ: 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 регионов России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Опрос о “дачном деле” проведен 16–17 июля.