Нефтяная эйфория

Ведомости

Сегодня Минэкономразвития внесет в Минфин новую версию макроэкономического прогноза на 2006 г. С основными параметрами министр финансов Алексей Кудрин уже знаком: как рассказал он на коллегии Счетной палаты в пятницу, Минэкономразвития предлагает повысить прогноз цены российской нефти Urals c $35/барр. до $40/барр., а прироста ВВП – с 5,6% до 5,8%. Повышаются и прогнозы на 2005 г.: ВВП – с 5,8% до 5,9%, инфляции – с 10% до 11%, а Urals – с $43/барр. до $48/барр. Прогнозная цена газа на 2006 г. возрастает со $144 до $163 за 1000 кубометров. Чиновники Минэкономразвития эти цифры подтвердили. Правительство в конце апреля уже повышало проектировки доходов 2006 г. с 4091 до 4429 млрд руб. и расходов – с 3685 до 3929 млрд руб., удерживая профицит на отметке 500 млрд руб.

Желание правительства увеличить расходы совпало со скачком цен на нефть. В январе – июне этого года Urals стоила в среднем $45,2/барр., а в пятницу на Лондонской бирже IPE за нее давали $54,2/барр. Прогнозы по российскому сорту Urals – в интервале $38–55/барр., отмечает руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович, и бюджетный прогноз не должен быть меньше нижней границы. Майский консенсус-прогноз Центра развития (29 экономистов) обещал $40,4 за баррель Urals в 2005 г. и $36 в 2006 г. В пятницу Reuters опросило 30 нефтяных аналитиков, которые оценивают среднюю цену барреля Brent в 2005 г. в $50,4, а в 2006 г. – в $45,2. Urals дешевле Brent примерно на $5/барр.

При таких ценах на нефть Госдума “просто не поняла бы” старый прогноз, сетует один из подчиненных премьера Михаила Фрадкова. Депутаты из “Единой России” неоднократно называли его заниженным, а спикер Госдумы Борис Грызлов даже пригрозил Фрадкову не принять основные параметры бюджета. На прошлой неделе “единороссы” потребовали от Минфина увеличить расходы на 350 млрд руб. Новый прогноз покрывает их пожелания на 65–85%.

От повышения нефтяного прогноза бюджет получит “лишние” 300 млрд руб., из которых около 200 млрд руб. может быть потрачено на расходы инвестиционного характера, а оставшиеся 100 млрд руб. нужны для индексации зарплат бюджетников, помощи регионам и Пенсионному фонду, рассказывает Аркадий Дворкович. “Но надо помнить о поручении президента, чтобы дополнительное финансирование не вызвало инфляционного давления”, – предупреждает он.

Правительство помнит. По словам чиновника и эксперта, знакомых с расчетами Грефа и Кудрина, финансово-экономические ведомства обсуждают повышение прогноза по инфляции с 7–8% до 8–9%. Пересмотр показателей инфляции, ВВП и сырьевых цен в 2005–2006 гг. даст бюджету порядка 510–530 млрд руб. дополнительных доходов, из которых стабфонд получит около 280–300 млрд руб. Внутри страны планируется потратить дополнительно 230 млрд руб.

Поток нефтедолларов, заливающий страну, расслабляет власти, констатируют эксперты. “Возвращается dolce vita [“сладкая жизнь”] 1970-х гг., когда благоприятная обстановка на сырьевых рынках позволила СССР растянуть период процветания более чем на 10 лет, а правительство долгим и сложным реформам предпочло серию популистских шагов”, – написал в аналитическом отчете старший экономист “УралСиба” Владимир Тихомиров. Он напоминает, что последовавший за этим коллапс цен на нефть привел к краху модели процветания по-советски. Так и сейчас слишком большие деньги могут убить стремление к преобразованиям и повергнуть экономику в застой, предупреждает он. Еще в 2002 г. бюджет был бы профицитным при $20/барр., а теперь эта граница поднялась выше $28, отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. “[При новых бюджетных показателях] при снижении цены нефти до $35/барр. правительство будет чувствовать себя неуютно”, – предупреждает Илья Трунин из Института экономики переходного периода.

Чиновники находят свои плюсы. Зато бюджет 2006 г. будет реалистичным, а у правительства не будет соблазна допдоходов, говорит начальник департамента Минфина Алексей Саватюгин. В предыдущих бюджетах было лукавство – цена нефти занижалась, соглашается с ним Трунин. Бюджет 2005 г. планировался исходя из цены Urals $26/барр., и его доходы, по оценке Минфина, окажутся выше плановых на 38%. Раньше бюджет строился “от доходов”, в которые чиновники пытались вписать необходимые траты, а теперь “по новой логике – от потребных расходов”, отмечает Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и прогнозирования. “Оптимистические ожидания могут и не сбыться, но и накапливать стабфонд “до посинения” нет смысла”, – рассуждает экономист Центра развития Наталья Акиндинова.