Охота за “Телекоминвестом”


На прошлой неделе немецкая полиция провела обыски в штаб-квартире Commerzbank во Франкфурте. Представитель прокуратуры заявил, что подозреваемыми по делу проходят член наблюдательного совета и директор по персоналу Commerzbank Андреас де Мезьер, бывший менеджер банка по Восточной Европе Майкл Норт и еще пять человек. Де Мезьер был вынужден уйти в отставку после того, как стало известно о расследовании, сообщили WSJ в банке.

По словам представителя Commerzbank, прокуроры интересуются пятью бывшими и нынешними сотрудниками банка, которые в 1990-е гг. представляли его в Восточной Европе. Ныне Майкл Норт – президент фонда IPOC, которому принадлежит 8% российского сотового оператора “МегаФон”. Этот фонд через несколько офшоров контролирует и компанию “Телекоминвест”, которой принадлежит 31,3% “МегаФона”. Бенефициаром “Телекоминвеста” и IPOC себя называет датский юрист Джеффри Гальмонд.

Прокуроры обыскали офис компании Eurokapital GmbH & Co. KG, которой управляют Норт и Вадим Виноградов, еще один бывший топ-менеджер Commerzbank по Восточной Европе. Обыски по делу Commerzbank прошли и в Швейцарии: в пятницу прокуратура Цюриха сообщила, что по просьбе франкфуртских прокуроров “изъяла значительное количество улик” в рамках этого дела в кантонах Цюрих и Цуг.

Следователи интересовались причастностью Норта к возможному отмыванию миллионов долларов “Телекоминвеста” через четыре фонда, подконтрольные Eurokapital, сообщила представитель франкфуртской прокуратуры Дорис Меллер-Шой. Commerzbank был связан с “Телекоминвестом” в середине 90-х гг. У банка была доля в компании First National Holdings, которая сейчас владеет 58% “Телекоминвеста” от лица Гальмонда. В 2001 г. Commerzbank отдал эту долю в фонд, контролируемый Гальмондом. На датского юриста стали работать три бывших сотрудника банка.

Гендиректор “Телекоминвеста” Максим Горохов говорит, что не понимает сути претензий немецкой прокуратуры, а потому не может комментировать ситуацию. С Нортом и Виноградовым “Ведомостям” связаться не удалось. А Джеффри Гальмонд, на которого они работают, считает всю эту историю атакой конкурентов. Принадлежащий Гальмонду фонд IPOC пытается оспорить законность приобретения “Альфой” 25,1% акций “МегаФона”. В прошлом году именно Майкл Норт написал заявление, по которому было возбуждено уголовное дело против бывшего совладельца компании LV Finance Леонида Рожецкина, продавшего бизнес LV Finance (включая блокпакет “МегаФона”) в середине 2003 г. В результате серии сделок этот пакет оказался в руках “Альфы”. Гальмонд считает, что обыски спланировала “Альфа-групп”, с тем чтобы затем использовать в швейцарском судебном процессе по делу “МегаФона”. В свою очередь, LV Finance в ходе разбирательства в Цюрихе по делу “МегаФона” пытается доказать, что реальный бенефициар активов Джеффри Гальмонда – министр информационных технологий и связи Леонид Рейман.

Виновным в отмывании денег, если таковые в этом деле появятся, грозит тюремное заключение на 5–10 лет и крупный штраф – как правило, сотни тысяч евро, напоминает партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. По его данным, санкция на обыск выдается только в тех случаях, когда следователи собрали достаточно доказательств, чтобы дать делу ход. (Использованы материалы WSJ.)