ОРИЕНТИРЫ: ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ. Легенды без жилплощади


Сетевые универмаги, пусть даже с миллиардными оборотами, не могут себе позволить начать освоение нового рынка с гигантских инвестиций в приобретение или аренду знакового помещения на Тверской или Арбате. Хотя нельзя сказать, что иностранные универмаги не стремятся в центр города, на места популярных некогда советских магазинов, куда исторически покупатели приезжают за особенным товаром. Например, британская Debenhams, основанная около двух веков назад, договаривается с “Детским миром” об аренде площадей в торговом центре на Лубянке. Правда, руководство “Детского мира” ведет переговоры еще с рядом сетей department stores из Европы и Америки.

Есть другие примеры. Когда в 2003 г. было объявлено о приходе в Россию испанской Zara, франчайзи сети – финская Stockmann утверждала, что Zara интересуют только Тверская, Новый Арбат, Кутузовский проспект и другие “главные торговые улицы”. Правда, прежде чем Zara удалось попасть на Тверскую (универмаг наконец арендовал бывшее здание “ГУМ-Подарки”), испанцам пришлось открыть магазины в торговых комплексах “Мега” в подмосковных Химках и Теплом Стане. В центр сумела пробиться и сама Stockmann – универмаг на Смоленской площади открылся в 1998 г. Зато универмагам British House так и не удалось закрепиться на Арбате – магазины сети закрывались здесь в 1999 и 2005 гг.

Иностранных универмагов, претендующих на центральные магистрали Москвы, с каждым годом все больше. Голландская C&A, британская M&S, шведская Hennes & Mauritz – из числа громких имен компаний мировой торговой индустрии, которые либо уже начали работу в России, либо собираются это сделать. Но выясняется, что, например, первый M&S откроется на Мичуринском проспекте в торгцентре Festival Mall, расположенном в заметном удалении от центра. Недавно построенный Festival Mall пока не имеет оформленного покупательского потока, поэтому многие ритейлоры признавались, что аренда в этом месте им неинтересна. Первый C&A открылся в Подмосковье – в химкинской “Меге”.

Операторы универмагов объясняют свое присутствие на окраинах недостатком мест в центре, подходящих не только по качеству, но и по цене. Как правило, недавно вышедшая на рынок компания опасается приобретать дорогущую недвижимость в центре города.

Если же универмаги выходят на рынок через российских франчайзи, то их партнеры бывают еще осторожнее с вложениями в недвижимость. Они долго прощупывают рынок, предпочитают увидеть реакцию первых покупателей и лишь после этого решаются на открытие флагманского магазина в центре. В Европе же Zara вряд ли начала бы с открытия первого магазина за городом, приходя на новый рынок.