ОРИЕНТИРЫ: Звездам тесно в Москве


Знаменитый француз Доминик Перро сделал проект нового здания питерской Мариинки, лауреат самой влиятельной архитектурной премии – Притцкеровской – Заха Хадид “нарисовала” жилой дом для компании “Капитал Груп”, другой обладатель Притцкеровской премии, немец Рэм Кулхас, спроектировал микрорайон для концерна “Крост”, голландец Эрик ван Эгераат сделал для “Капитал Груп” четыре разнообразных проекта, а теперь занимается проектом в Сургуте.

Современная архитектурная эстетика заслуживает того, чтобы прийти на смену творениям времен ударных пятилетних планов. Но если отвлечься от вопросов эстетики и сосредоточиться на бизнесе, то хочется понять мотивы девелопера: а стоит ли платить немалые деньги знаменитостям для лучшего продвижения своего продукта. Ведь девелоперы не ставят своей целью привить москвичам вкус к прекрасному, для них присутствие в проекте звездного архитектора – маркетинговый ход, возможность удачно продать красиво упакованный продукт.

Один из владельцев широко известной на московском рынке недвижимости девелоперской компании даже назвал увлечение звездами архитектуры не маркетингом, а “понтами”. Его компания услугами зарубежных топовых архитекторов никогда не пользуется, работает только с отечественными.

Тот же ван Эгераат не скрывает, что исполнение его работ инвесторам обходится в среднем на 30% дороже обычных проектов. Компания “Капитал Груп” с этой проблемой уже столкнулась и решила видоизменить проект “Город столиц” от ван Эгераата.

По замыслу автора в деловом центре “Москва-Сити” должны были появиться две высотные башни, состоящие из кубов, края которых нависают один над другим. Как самый амбициозный проект московского правительства, “Москва-Сити” достоин таких архитектурных творений. Однако заказчик отдал проект на “доработку” американскому архбюро – видимо, для того, чтобы сделать здания экономичнее в исполнении. Российские архитекторы говорят, что в предложенном американцами варианте башен уже нет никаких кубов. Выходит, от почерка знаменитости не осталось и следа, но все равно все знают, что к этому проекту приложил руку сам ван Эгераат.

Западная архитектура и российская – это две разные школы. По канонам западной проектирование начинается снаружи, а в России – изнутри. Качество здания в России определяется не эстетикой, а утилитарными функциями.

Но так думают далеко не все. Например, так не думают инвесторы в Сургуте, которые решили заказать проект торгового центра в нефтяном городе опять же ван Эгераату. Маэстро согласился. Ведь сами архитекторы от работы с российскими инвесторами получают немалые дивиденды – и не только в виде гонорара. Любому светилу, взявшемуся творить в России, обеспечено внимание СМИ и коллег по цеху. Тот же ван Эгераат выиграл от работы не меньше, чем “Капитал Груп”. Ведь в восприятии большинства архитектор в первую очередь творец, а уже потом бизнесмен.

Сургутское “Специализированное карьерное управление”, которое все 10 лет своего существования прокладывало дороги и сети в городском ЖКХ, готово потратить $40 млн на возведение торгового центра по проекту одного из самых высокооплачиваемых зодчих. Они решили, что первый современный ТЦ в родном городе должен быть самого лучшего исполнения. Таким инвесторам хочется аплодировать. Услышав новость про Сургут, московские участники рынка недвижимости шутили: мол, умные менеджеры, оказывается, бывают везде, в том числе и в Сургуте.

По-настоящему умные менеджеры знают, что качественный архитектурный проект автоматически повысит стоимость построенного здания. Со временем потребителя приучат платить за эстетику, потому что иначе девелопер не окупит затраты на звездного архитектора.

А если совсем начистоту, то кто знал это “Специализированное карьерное управление” из Сургута? Теперь о нем услышал как минимум рынок недвижимости столицы. Вот она, слава...