Ставка на скрипки


Когда Джейсон Прайс сказал родителям, что хочет на год взять академический отпуск в Williams College, чтобы уехать на север Италии и научиться делать скрипки, они, по его словам, были в шоке. После окончания известного на всю Америку колледжа ему была гарантирована карьера. Но он по собственной воле сошел с проторенного пути.

В детстве у него было два увлечения: игра на виолончели и работа по дереву, он даже сам построил пару каноэ. В 15 лет он стал искать свою первую серьезную виолончель. В походах по магазинам музыкальных инструментов он влюбился в искусство изготовления виолончелей. Прайс даже попытался изготовить колки, верхнюю часть смычкового струнного инструмента. “Получилось что-то гротескное”, – вспоминает Прайс.

Но он взял инструмент с собой, когда отправился навестить родственников в Итаку, штат Нью-Йорк, где показал его другу, владельцу магазина музыкальных инструментов. “Видимо, он увидел за этим какой-то проблеск таланта”, – говорит Прайс. Хозяин магазина предложил ему поработать лето в своем магазине, и Прайс согласился.

Его увлечение скрипками не прошло во время учебы в старших классах школы и первого года в колледже. Не то чтобы ему не нравилось в Williams, но в отличие от многих студентов его тянуло на приключения. У него в голове начал зреть план: улететь в Италию, в Кремону, на родину скрипок, где находилась школа, в которой обучали искусству их изготовления. Он навел справки, подал документы и был принят. Обучение стоило недорого, но была одна проблема: ему нужны были деньги на жизнь.

Он рассказал родителям о своем плане летом после окончания первого курса колледжа. “Я думаю, что они были шокированы”, – говорит Прайс. Но он заверил их, что уезжает всего на год и что он сэкономит им деньги, так как по возвращении в Williams ему зачтут изученные за этот год предметы. Родители выделили ему около $12 000.

И Прайс отправился в Кремону за приключениями. Но его план быстро провалился. Школа была скорее профессионально-техническим училищем, поэтому помимо искусства изготовления скрипок студентов обучали общеобразовательным предметам, например географии и английскому языку. Прайс был старше многих студентов, и у него был другой образ мыслей. “Я сидел рядом с 17-летними итальянцами, которые ходили домой обедать”, – говорит он.

Он бросил школу и разработал новый план. Он слышал, что пожилой скрипичный мастер из Пармы набирает учеников. Прайс, едва говоривший по-итальянски, сел в поезд и отправился к нему. “У него была большая белая борода, – рассказывает Прайс. – Если его соответствующе одеть, он был бы похож на Санта-Клауса”. Чудом ему удалось убедить старика взять его в ученики.

Он по-прежнему жил в Кремоне и три раза в неделю по 45 минут добирался на поезде до Пармы. По его словам, примерно девять месяцев он жил в дешевой квартире в “доме с плохой репутацией”. (Позже он нашел место “поприличнее”.) Он учился у пармского мастера около года и самостоятельно работал дома. В Кремоне сильны традиции изготовления скрипок, поэтому там торгуют деревом, инструментами для изготовления скрипок, и “если ты сомневаешься, как сделать что-то, то можешь просто постучать к соседу и спросить”, говорит Прайс.

Прошел год, но ему еще не хотелось возвращаться в Williams. Он стал зарабатывать на жизнь уроками английского и начал продавать скрипки. К концу третьего года он понял, что, хотя и любит скрипки, у него не тот характер, чтобы всю жизнь сидеть за столом и самому их делать. “Я хотел, чтобы моя работа была связана со скрипками, но не хотел быть скрипичным мастером”, – говорит Прайс. Он вернулся в колледж, радуясь, что опять будет читать, учиться и что ему больше не надо беспокоиться о том, как заработать на жизнь.

Прайс перестал делать скрипки, но не утратил к ним интереса. Его друг, владелец магазина, открыл еще один в Бостоне. Прайс часто бывал у него. Однажды они вместе отправились на аукцион, где продавались скрипки. После этого они начали обсуждать возможность открытия собственного аукционного бизнеса, нашли третьего партнера, вложили каждый по $3000 и открыли в Интернете сайт по продаже струнных инструментов www.tarisio.com.

В ноябре 1999 г., когда Прайс заканчивал третий год в колледже, компания провела свой первый аукцион. Прайс рассчитывал, что он принесет им около $300 000, но на самом деле они заработали около $850 000. Штаб-квартира их компании, Tarisio Auctions, находится в Нью-Йорке. В ней кроме трех основателей работают еще четыре человека. Оборот компании в 2004 г. превысил $5 млн, утверждает Прайс.

Доскональное знание скрипок и знакомства, которые Прайс завел в Кремоне, дают его компании большое преимущество. Но важнее то, что после своего итальянского приключения он не боится делать большие ставки. “Теперь я меньше боюсь рисковать и совсем не боюсь делать что-то, на первый взгляд обреченное на провал, – говорит он. – Я не был бы таким закаленным человеком без того опыта, который приобрел в 18–19 лет”. (WSJ, 19.07.2005, Ирина Окунькова)