В расчете


Летом 1998 г. правительство России предложило иностранным инвесторам обменять по номиналу государственные краткосрочные облигации (ГКО) с погашением до января 1999 г. на два выпуска евробондов с погашением в 2005 и 2018 гг. Доходность рублевых ГКО тогда достигала 100%, а еврооблигации сулили лишь 15% годовых в валюте. Но инвесторы с удовольствием пошли на реструктуризацию (обменяв бумаги на $2,969 млрд и $3,466 млрд соответственно) и, как выяснилось через месяц, не прогадали.

Рынок ГКО к тому моменту вырос до астрономических $50 млрд, поскольку для их погашения правительство выпускало новые бумаги, выстраивая государственную финансовую пирамиду. 17 августа 1998 г. грянул финансовый кризис, который обвалил курс рубля, фондовые рынки России и развивающихся стран, дорого обошелся экономике и привел к отставке правительства России. Тогда владельцам ГКО предложили обменять эти бумаги на новые длинные гособлигации или отказаться от реструктуризации долга. Отказникам государство гасило бумаги в срок, но долго не разрешало пользоваться деньгами. Обмен закончился в июне 2000 г. – к тому времени вложения инвесторов в госбумаги в долларовом эквиваленте обесценились в 6–7 раз. Меньше всех от кризиса пострадали физлица и ПИФы – им весной 1999 г. бумаги погасили в полном объеме, но это не компенсировало потери от инфляции и четырехкратного роста курса доллара. А институциональные инвесторы с каждого доллара вернули лишь 10–15 центов.

Несмотря на бурные события 1998 г. погашение семилетних евробондов оставило рынок равнодушным и не напомнило об августовском кризисе. Те черные дни все помнят, но никто не связывает эти бонды с крахом рынка ГКО, говорит аналитик “Тройки Диалог” Александр Кудрин. “К тому же Россия никогда не объявляла дефолт по еврооблигациям”, – отмечает он. Обмен ГКО на эти бумаги был добровольным, да и многие уже забыли, что было семь лет назад, говорит Алексей Ю из “Атона”. “Инвесторы в своей массе оптимисты”, – констатирует руководитель департамента политики на финансовых рынках Минфина Алексей Саватюгин.

Выпуски евробондов с погашением в 2005 и 2018 гг. в основном перекочевали в портфель Сбербанка, напоминает Ю: “Никто не сомневался, что Россия расплатится по этим облигациям. А для рынка хорошо, что средства от их погашения, по крайней мере значительная часть, будут вновь инвестированы в российские бумаги”. Погашения и купонные выплаты по суверенным долгам проходят незаметно и этот случай не исключение, отмечает аналитик инвестбанка “Траст” Николай Подгузов. Он прогнозирует, что полученные средства инвесторы направят в долгосрочные евробонды (скорее всего с погашением в 2007 г.) или в шестой транш облигаций Минфина.