ИНТЕРВЬЮ: Юрий Молчанов, вице-губернатор Санкт-Петербурга


В июне в Петербурге стартовали два мегапроекта: заложен первый камень автомобильного завода Toyota стоимостью $160 млн, а китайские инвесторы получили права на участок площадью 164 га, где будет построен новый район “Балтийская жемчужина”, в который Шанхайская инвестиционная корпорация вложит около $1,2 млрд. Вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, отвечающий в городском правительстве за инвестиционную политику, говорит, что город готов принимать новых крупных инвесторов, несмотря на то что только приступил к развитию инфраструктуры под них.

– В марте петербургское правительство приняло постановление “О стратегических инвестициях”. В чем для вас разница в работе со стратегическими и нестратегическими инвесторами? Могут ли последние получать землю целевым назначением, например?

– Конечно, могут, когда это разрешено законодательством. Но я бы акцент поставил на другом. Дело в том, что большие и важные проекты мы можем сопровождать персонально, как говорит [губернатор Петербурга] Валентина Ивановна [Матвиенко], “в ручном режиме”. Их ведут менеджеры из комитета по инвестициям – помогают собирать согласования, решать сопутствующие вопросы. На проекты поменьше нашего ресурса не хватает. В этом случае поддержка состоит в создании благоприятной среды для инвесторов, правил игры, чтобы мы выигрывали в конкурентной борьбе за инвестиционные проекты у других регионов.

– А что если на землю, обещанную стратегическому инвестору, будут другие претенденты?

– Если проект могут реализовать несколько инвесторов, как в случае с Новой Голландией, будет конкурс. Если инвестор обладает исключительными свойствами для реализации проекта, возможно целевое выделение.

– Насколько серьезно могут затормозить проект конфликты с арендаторами или владельцами небольших участков земли? Как, например, в случае с яхт-клубом на участке “Балтийской жемчужины” или в Шушарах, где должен строиться завод компании Toyota?

– Могут, и очень серьезно. Хотя с яхт-клубом мы в результате договорились. В промзоне Шушары тоже все вопросы с арендаторами урегулированы. Мы бы никогда не позволили себе провести закладку первого камня на участке, обремененном обязательствами. Решение имущественно-правовых вопросов город берет на себя. Мы должны предоставлять землю, свободную от обязательств, причем не только стратегическим инвесторам.

– А вы планируете расширять штат комитета, чтобы помогать инвесторам с проектами поменьше?

– К сожалению, увеличить число сотрудников комитета нет возможности. У нас в плане есть ряд новых стратегических проектов, о которых вы скоро узнаете.

– Сколько времени экономит сопровождение?

– Получается более чем в два раза быстрее. Крупный инвестор приходит, хочет начать здесь работать, но не знает, в какую дверь постучаться, – отсутствует опыт. Помощь оказывается достаточно эффективной.

– Это вы, наверное, про DaimlerChrysler?

– В данном случае, как и в любом новом проекте, журналисты уже все знают. Насколько мне известно, решение компанией еще не принято. Мы серьезного движения пока не начали. Есть намерения, идут переговоры. В основном они касаются таможенных льгот по промышленной сборке автомобилей.

– Сколько денег заложено в фонд развития инфраструктуры? Куда пойдут эти деньги?

– Фонд формируется за счет продажи земли под строительство. В этом году он составил более 12 млрд руб. Основные статьи использования – развитие инженерной и транспортной инфраструктуры и расселение аварийного фонда.

– Этот фонд был не очень прозрачен при предыдущем губернаторе, но не стал прозрачнее и сейчас. Непонятно, как расходуются эти средства. Строители говорят, что они не чувствуют увеличения расходов на строительство новой инфраструктуры, за исключением, возможно, крупных проектов, относящихся к стратегическим.

– На мой взгляд, все разговоры о непрозрачности – от лени. Если лень разобраться, то тогда можно говорить о непрозрачности. У нас все деньги, включая те, что поступают от продажи прав на застройку, идут в бюджет. Мы принципиально сняли вопрос о бартере. В расходной части бюджета прописаны все программы по строительству дорог, по развитию инфраструктуры. Они адресно формируются. Подрядчики на их выполнение проходят процедуру конкурсного отбора через систему городского заказа. Все объявления горзаказа публикуются в газетах и Интернете. Программы развития инфраструктуры обсуждаются на заседаниях правительства. Не могу сказать, что здесь что-то непрозрачно.

– Недавно принятый правительством проект генплана предполагает строительство в ближайшие 20 лет 68 млн кв. м жилья, из которых 32 млн кв. м – к 2015 г. Чтобы выйти на этот показатель, городу уже сейчас нужно начинать осваивать новые районы, строить новые дороги.

– Вы абсолютно правы. Так мы и делаем. Инфраструктура должна строиться опережающими темпами. Мы до настоящего времени испытываем проблему нехватки мощностей, которая сдерживает развитие города. От решения этого вопроса зависит успешная реализация и стратегических проектов. Известный проект “Балтийская жемчужина” требует строительства новой ТЭЦ и изменения схемы теплоснабжения в юго-западной приморской части.

– В какую сумму городу обойдется инфраструктура завода Toyota? Уложитесь ли вы в $100 млн?

– Думаю, что уложимся. Мы не только готовим площадку для строительства завода Toyota, но и развиваем инфраструктуру промышленной зоны. Мы и без этого завода пробивали бы Софийскую улицу в сторону Колпина, но этот проект стимулировал нас делать это быстрее.

– Как скоро $100-миллионные вложения окупятся?

– Они окупятся за 5–7 лет. Для нас это выгодный проект.

– К вам уже приходили производители автомобильных комплектующих, которые готовы открыть заводы в Петербурге?

– На участке в 230 га, который выделен Toyota, разместятся и несколько поставщиков, с которыми компания сама ведет переговоры. Она очень глубоко интегрирует поставщиков в производственный процесс. У нас есть договоренность о размещении поставщиков на этой территории, и мы не будем против, если Тoyota уступит им часть участка. Начались предварительные переговоры с поставщиками и о размещении производств комплектующих в других местах.

– “Газпром” еще не включен в список стратегических инвесторов? Каковы объемы финансирования строительства стадиона для “Зенита”?

– Мы рассматриваем “Газпром” как стратегического партнера города. В настоящее время идет документальное оформление. Существует целый ряд совместных программ города с этой компанией. Так, например, в Петроградском районе “Газпром” ведет программу реконструкции системы теплоснабжения, меняя старые, аварийные котельные на новые. Это очень значимый для города проект.

Что касается строительства стадиона, мы занимаемся разработкой концепции этого проекта. Грубо могу назвать цифры от 100 млн до 200 млн евро. Вместе с “Газпромом” мы определяем, какой стадион нужен – открытый или закрытый, анализируем другие параметры. Понятно, что это должен быть стадион на 50 000–60 000 зрителей, удовлетворяющий всем требованиям ФИФА и УЕФА. Но ряд вопросов еще остаются нерешенными. Например, крыша увеличивает стоимость, но она увеличивает и время использования стадиона.

– Какие варианты компенсационной программы предлагает город “Газпрому”? Участки под коммерческую застройку на проспекте Маршала Блюхера?

– Это устаревший вариант, участок на проспекте Блюхера мы уже не обсуждаем. В принципе, компенсационная программа должна быть. Мы ведем переговоры, рассматриваем разные схемы.

– Что нового вы можете сказать о других проектах, таких как Западный скоростной диаметр (ЗСД) и Морской пассажирский терминал?

– Проект Западного скоростного диаметра активно развивается. Как вы знаете, недавно в трех чтениях принят закон РФ о концессиях, который дал нам законодательную базу и позволил двигаться вперед. На основании этого закона подготовлен проект постановления правительства РФ. В случае его принятия мы будем готовы провести первый квалификационный этап конкурса на стратегического инвестора уже в этом году. Как вы помните, общий объем инвестиций в ЗСД – около $2 млрд, из которых около $1 млрд – частные инвестиции.

– А какая может быть окупаемость у этого проекта?

– Мы думаем, 12–15 лет.

– На каких инвесторов рассчитываете?

– Одним из условий квалификационного этапа будет опыт строительства и эксплуатации платных дорог.

– Как, например, у компании Vinci?

– Vinci является крупнейшей европейской компанией по строительству платных дорог. Мы будем рады, если они примут участие в конкурсе.

– А кто будет инвестором “Морского фасада”?

– Как я понимаю, те, кто проектом сейчас занимается, – это мотор проекта, и они имеют достаточный ресурс для инвестиций. Названия компаний, входящих в группу, сейчас часто звучат. Это ООО “Морской фасад”, ООО “Проектно-строительное агентство “Перспектива” и др. Известно, что [депутат Госдумы] Виталий Южилин оказывает проекту серьезную поддержку как председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов России.

– Это могут быть деньги, вырученные от продажи морского порта?

– Я не вижу здесь никакой проблемы или даже предмета для обсуждения.

– Как вы считаете, это хороший проект с точки зрения окупаемости?

– Если инвестор развивает проект, значит, наверное, хороший. Для нас тоже. Мы пока никаких средств не вкладываем и почти не будем. Деньги из федерального бюджета пойдут на углубление фарватера, для федералов это тоже проект с хорошей окупаемостью. И то, что выбран именно Васильевский остров, на мой взгляд, это хорошо, потому что, с одной стороны, основной фарватер не будет загружен, а с другой – мы сможем сформировать новый морской фасад города.

– Но жители домов в западной части Васильевского острова недовольны. Для них это ухудшение жизни на какое-то время, а может, и навсегда.

– Конечно, беспокойство жителей домов, которые сейчас прямо к кромке прилегают, оправданно: у кого окна смотрят на залив, изменится вид из окна. Однако существующее качество среды в том районе я бы не назвал высоким. Если сделать проект развития территории хорошо, то, думаю, это может существенно улучшить качество жизни.

– Город уже решил, как реализовать программу развития туризма, которую разработала компания Boston Consulting Group? Какие средства планируется привлечь?

– Прежде всего это бюджет, плюс деньги бизнеса, который работает в этой сфере. Например, владельцы и операторы гостиниц заинтересованы в маркетинговой поддержке, повышении заполняемости гостиниц. Но если они это делают сами, то это не так эффективно, как если бы все деньги сложить вместе, придумать маркетинговую стратегию и всем городом ее реализовывать.

Самый большой плюс – что авторы концепции развития туризма смотрели на Петербург глазами западного туриста, они сделали достаточно большое количество маркетинговых исследований фокус-групп за рубежом и на этом строили свою логику.

Даже при хорошей организации сервиса рост потока туристов ставит много вопросов. Знаете, как бывает, приходишь в ресторан. Пока на 20–30–40–50% он загружен, сервис нормальный. А потом наступает максимум – и все. Так же и гостиницы. 90% загрузки – это плохо для гостиницы, она не может обеспечить хороший сервис. А у нас в городе даже при настоящем потоке туристов много проблем: очереди в музеях, пробки на улицах, очереди в аэропорту, на таможне. При увеличении потока туристов проблемы обострятся.

Программа предусматривает создание Агентства городского маркетинга (АГМ) с ежегодным бюджетом 120–240 млн руб. АГМ как раз и будет заниматься разработкой и реализацией маркетинговой стратегии города и привлечением туристов. На первоначальном этапе работы АГМ предполагается задействовать вложения из бюджета и вложения крупных компаний, работающих в туриндустрии. В проекте бюджета города на 2006 г. предусмотрено выделить на эти цели 66 млн руб.

– Международных отельных операторов стало ненамного больше. Почему так, мы же постоянно слышим, что они все очень хотят в Петербург?

– В моем понимании почти все известные имена уже здесь. Ищут, ходят, договариваются, планируют строительство. Делают это аккуратно, потому что любая утечка информации может сильно взвинтить цены. Договариваться с собственниками, арендаторами тяжело. Представляете, что значит в центре расселить здание, в котором 40 квартир. Я знаю, что иногда за последнюю квартиру борются месяцами, цена превышает $10 000 за 1 кв. м. Поэтому, конечно, все начинают делиться информацией уже после того, как объект чистый и постановление правительства готово. Например, крупнейшая в мире гостиничная сеть Accor строит сейчас четыре гостиницы. Кроме Novotel на улице Маяковского и Ibis на Лиговке у них еще есть пара адресов, которые сейчас на уровне проектирования. Это медленный процесс – дом или гостиницу построить, минимум два года.

– Аукционы по продаже госпакетов акций гостиниц “Москва” и “Октябрьская” прошли очень успешно...

– Да, мы тоже так считаем.

– ...но ожидания прихода сюда некоторых отельных операторов не оправдались?

– Мы думали, что обе гостиницы купят крупные отельные операторы, чтобы инвестировать деньги в отели. Но, по их оценкам, цена, предложенная победителем, была заметно выше по сравнению с той, которую они готовы были заплатить. Ничего страшного в этом не вижу. Считаю, что здесь есть положительный экономический эффект: аукционы откорректировали цены на рынке. И политически очень важно было продемонстрировать, что у нас честно проходят торги. Петербург получил дополнительный плюс как прозрачный для инвестиций регион.

– А кому продали “Москву”?

– Я думаю, что это российский капитал.

– Частные русские деньги, полученные в первую волну приватизации?

– Думаю, это как заработанные, так и кредитные ресурсы.

– А есть в условиях торгов обязательства по сохранению профиля, какие были на первом этапе приватизации?

– Таких обязательств нет. По условиям торгов мы не могли требовать сохранения профиля. В связи с этим мы сейчас серьезно думаем над условиями конкурса по Новой Голландии, где нам важна не максимальная цена продажи, а большой объем инвестиций в реконструкцию острова.

Что касается “Москвы”, думаю, что не нужно было ограничивать инвестора, поскольку он должен вернуть вложенные инвестиции. Просто закрыть гостиницу и открыть там что-то новое – не лучший вариант, это еще дополнительные вложения. Вполне возможно, что там вместе с гостиницей разместятся, например, развлекательный центр, торговый центр, что-то еще.

– А перепродать свой пакет новый владелец может?

– Конечно, может. Но, думаю, это будет непросто. Цена достаточно высока.

– Что еще город планирует продавать? Мы слышали про несколько зданий на Невском, в том числе “Пассаж”.

– У нас есть ясность, что из недвижимости мы должны продавать, – в первую очередь неликвидные недорогие подвалы и аварийные здания. А также дома и помещения, за которые внесена предоплата за длинный период времени. Например, здание на Невском, 58, которое занимает Международный банковский институт, или здание “Пассажа”. Такие продажи имеют достаточно большую эффективность для бюджета города. Хочу заметить, что представители малого бизнеса, уже выкупившие свои арендованные помещения, довольны. Хотя дебатов по этому вопросу было много.

– А если кто-то другой победит? Ведь вы будете проводить открытые торги?

– Может быть, и кто-то другой. Но договор аренды он разорвать не может, будет сидеть и ждать его окончания.

– В конце июня состоялось собрание акционеров Морского порта Санкт-Петербург. Вас избрали в совет директоров. Но недавно Росимущество заявило, что вы уже договорились о совместной продаже городского и федерального пакетов. Как технически будут организованы торги? Вы передадите акции города Росимуществу на реализацию?

– Действительно, мы договорились с Росимуществом о совместной продаже своих пакетов. Проводить аукцион будет поручено РФФИ. По плану аукцион состоится в III квартале этого года.

– А какая будет начальная цена объединенного пакета? Начальная цена федерального пакета, который был выставлен на несостоявшийся в январе аукцион, была $4 млн, а председатель Комитета по управлению городским имуществом Игорь Метельский оценивал городской пакет примерно в $5 млн.

– Сейчас идет оценка 48%. Я думаю, за счет того, что будет продаваться сразу 48%, стоимость вырастет не пропорционально, а больше.

– Скажите, как идет процесс разделения авиапредприятия “Пулково” и объединения авиакомпании “Пулково” с ГТК “Россия”? Планируется ли изменить схему, поскольку “Пулково” обеспокоено тем, что при присоединении к “России” оно теряет лицензии на международную деятельность?

– Разделение авиакомпании ФГУАП “Пулково” на аэропорт и авиакомпанию идет по плану. Сформирован разделительный баланс, есть проект устава аэропорта, он проходит согласование в ФАВТ и ФАУФИ. Что касается объединения “Пулково” и “России”, это очень сложный процесс, пока никаких новых решений по изменению схемы не принято. В Минтрансе создана комиссия по объединению этих компаний. Не хочется делать никаких ошибок, которые могут отрицательно повлиять на деятельность “Пулково”.

– А есть уже кандидаты на управляющую компанию?

– Во-первых, нужно сначала создать компанию “Аэропорт “Пулково”. Эта компания уже будет профессионалом по управлению аэропортом. Во-вторых, нужно разработать стратегию развития аэропорта. А вот когда стратегия будет прописана, будет ясно, нужна управляющая компания или достаточно будет внешнего консультанта. Думаю, что на это понадобится от шести до девяти месяцев.

– Ваш прогноз по уровню иностранных инвестиций? Он в 2003 г., на этапе смены власти в городе, падал. Что происходит сейчас?

– Я думаю, инвестиции будут расти быстро и значительно. Как наши, так и иностранные. Рост будет зависеть от того, насколько мы к нему будем готовы. Как я уже говорил, необходимо много работать над развитием инфраструктуры, чтобы сделать этот рост реальным. Если все будет хорошо, думаю, к 2007 г. можно ожидать рост в разы по сравнению с 2003 г.

– Вас никогда не упрекали в том, что вы поддерживаете промышленно-строительную группу ЛСР или компанию “Бизнес-Линк”, в которой вы работали?

– Я не обращаю внимания на эти высказывания. Я этого не делаю, поэтому спокойно к этим высказываниям отношусь. В прессе иногда проскакивает...

– А если к вам придет ваш сын [президент ЛСР] Андрей Юрьевич [Молчанов] и попросит помочь – вы откажетесь?

– Непростой вопрос, для того чтобы на него честно ответить... Правила нарушать не буду... Думаю, что он никогда не позволит себе обратиться с такой просьбой.