Как продавали “Телекоминвест”


Как рассказала “Ведомостям” представитель франкфуртской прокуратуры Дорис Меллер-Шой, расследование в Commerzbank проводится по просьбе Цюрихского арбитражного трибунала, который рассматривает спор о принадлежности акций “МегаФона”. На контролируемые “Альфа-групп” 25,1% акций сотового оператора сейчас претендует фонд IPOC. Его бенефициар – датский юрист Джеффри Гальмонд, как оказалось, много лет пользовался услугами Commerzbank для оформления инвестиций в российские активы.

Германский банк теперь подозревается в нарушении закона об отмывании денег, поскольку неверно обозначал свою роль в этих сделках. В частности, в документах за 1996–2002 гг. банк называл себя основным владельцем фирмы First National Holding (FNH), контролирующей телекоммуникационную компанию “Телекоминвест”. Но в ходе длящегося уже больше года расследования выяснилось, что настоящим владельцем FNH был Гальмонд, желавший сохранить анонимность. “Это было опасное время, и я считал, что не стоит демонстрировать реальные масштабы своего бизнеса”, – объяснял он “Ведомостям”.

Сейчас, по словам Меллер-Шой, германская прокуратура проверяет сведения о том, что сотрудники Commerzbank помогали “некоторым людям, зарабатывавшим на сделках с российскими активами, легализовать эти средства с использованием подставных фирм и фондов”. Детализировать подозрения она отказалась, а цюрихский прокурор Иво Хопплер добавил лишь, что речь идет о выводе активов из российских госкомпаний. А точнее, это сделки, в результате которых были размыты доли госкомпаний в капитале “Телекоминвеста”, пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на изученные документы. Один из них – соглашение, подписанное в январе 2000 г. Commerzbank, “Телекоминвестом” и FNH о том, что эта фирма выделила российскому холдингу неназванную сумму для выкупа акций самого же “Телекоминвеста” у некой российской госкомпании. К этому времени как раз относится размещение очередной эмиссии акций “Телекоминвеста”, в результате которой доля FNH увеличилась на 34% акций.

Созданный в 1994 г. по инициативе нынешнего министра Леонида Реймана петербургский телекоммуникационный холдинг “Телекоминвест” изначально на 95% принадлежал двум подконтрольным государству компаниям – ПТС и СПб ММТ. Они же внесли в капитал нового холдинга акции нескольких альтернативных операторов связи, работавших на питерском рынке. Но спустя всего год ПТС и СПб ММТ потеряли контроль над “Телекоминвестом”: в результате размещения дополнительных акций их суммарная доля сократилась до 49%, а у фирмы Гальмонда оказался 51% акций. Коллеги по отрасли, включая и тогдашнего министра связи Владимира Булгака, узнали об этой сделке спустя целых два года. Но сам Гальмонд утверждает, что увеличивал долю в “Телекоминвесте” абсолютно легально, с одобрения советов директоров ПТС и СПб ММТ. “[Эти компании] не могли финансировать развитие “Телекоминвеста” и были согласны уступить контроль партнеру, умеющему привлекать инвестиции”, – объяснил он “Ведомостям”.

В то время ПТС возглавлял Валерий Яшин, нынешний гендиректор “Связьинвеста”, его заместителем был Леонид Рейман, а директором СПб ММТ был Николай Певцов. Выяснить у этих людей, почему они пошли на размывание доли госкомпаний в “Телекоминвесте”, “Ведомостям” вчера не удалось. Яшин оказался в отпуске, а в пресс-службе Мининформсвязи заявили, что “министра расследования немецкой прокуратуры не касаются и он не будет ничего комментировать”.

Между тем имя Леонида Реймана уже упоминалось в связи с Commerzbank. Федеральное ведомство по контролю над финансовой деятельностью Германии еще год назад заинтересовалось контактами гендиректора Commerzbank Клауса-Петера Мюллера, руководившего операциями банка в Центральной и Восточной Европе в 1990-е гг., и члена правления банка Андреаса де Мезьера именно с Леонидом Рейманом. Де Мезьеру после начала расследования пришлось уйти в отставку. (Использованы материалы WSJ.)