Honda рассердила рабочих


Стычки на заводе Honda в пригороде Дели, который производит мотоциклы, начались в понедельник. Администрация предприятия уволила четырех рабочих, а еще 15 были временно отстранены по подозрению в нарушении дисциплины. Это решение спровоцировало массовые волнения среди рабочих. На стихийно возникшей демонстрации, в которой, по данным AP, участвовало не менее тысячи сотрудников предприятия, они потребовали вернуть своих коллег и повысить зарплаты. Полиция попыталась силой принудить митингующих разойтись. Но в ответ сотрудники завода начали забрасывать их камнями. Им даже удалось поджечь один полицейский автомобиль. Согласно данным местного телевидения, в стычках было ранено около 700 человек. Однако официальные лица заявили, что пострадавших было не более 100 человек и лишь половине из них понадобилась госпитализация.

Во вторник столкновения продолжились уже около госпиталя, куда накануне были отвезены раненые. Их родственники были убеждены, что пострадавших никто не лечит. Некоторые протестующие искали своих родственников после столкновений в понедельник. “Я хочу увидеть моего брата, я видел его по телевизору вчера – он был одним из лидеров, и теперь мы не знаем, что с ним случилось”, – говорит один из рабочих. По сообщению “Би-би-си”, рабочие избили заместителя комиссара полиции г. Гургаона. Толпа перед госпиталем развернула антиправительственные лозунги. Чтобы разогнать ее, полиция применила водометы и резиновые дубинки.

Действия полиции вызвали протесты депутатов. Оппозиционная партия “Национальный демократический альянс” даже покинула заседание парламента в знак протеста, а другие потребовали дисциплинарных мер против полиции. “Даже с животными так не обращаются”, – заявил Девендра Прасад Ядав, член правящей коалиции.

В мировой автоиндустрии не раз случались массовые акции протеста и забастовки, но такого количества пострадавших еще не было. В октябре 2003 г. в Бразилии объявили забастовку 24 000 металлургов. Из-за нее встала треть автозаводов страны. Пострадали заводы Ford, Volkswagen и DaimlerChrysler. В июле того же года 2000 рабочих Volkswagen, но уже в Мексике устроили марш протеста против увольнений. В августе 1998 г. 5000 рабочих Hyundai пришлось усмирять полиции, а 10 менеджеров были избиты и доставлены в больницы.

Вячеслав Смольянинов из “УралСиба” говорит, что отношения между работодателями и сотрудниками в автопроме были всегда непростыми. Он отмечает, что профсоюзы автоконцернов достаточно влиятельны из-за сильной консолидации в отрасли. Но России все это не касается. “У нас [в автопроме] не так сильны профсоюзы в отличие от угольной индустрии, а рабочим регулярно платят зарплату, и многие заводы являются основными предприятиями в регионе или городе”, – отмечает Смольянинов.