Неудобные темы


Некоторое замешательство, возникающее у американцев в ответ на вопрос о неудобных темах, – “симптом общества, переживающего переходный период”, считает Ричард Бреннер, специалист по командообразованию из консалтинговой компании Chaco Canyon в Бостоне. “Раньше сомнений было намного меньше. Можно было выделить четыре запрещенных темы: политика, религия, расовая принадлежность и отношения полов. Но теперь на каждую из них американцы говорят все более откровенно”, – добавляет Том Кейзи из консалтинговой компании Buck Consultants в Нью-Йорке.

В то же время простое обсуждение вечерних новостей может таить в себе скрытые опасности. “Многие ужаснулись, узнав о недавних терактах в Лондоне, – говорит Роберт Ремлер, контролер, работающий в Нью-Йорке. – Но представьте себе, что вы работаете с британцами. Как далеко, на ваш взгляд, может зайти дискуссия о терактах? Захочется ли вам углубляться в обсуждение того, кто лучше борется с терроризмом – Буш или Блэр?”

Эксперты по-прежнему не рекомендуют начинать на работе разговор на темы, способные вызвать сильную эмоциональную реакцию. Например, Майка Фаррелла, консультанта по менеджменту из Такомы (штат Вашингтон), страшно раздражала привычка его бывшего коллеги рассказывать на работе о своих сексуальных похождениях. “Он просто перегружал нас информацией, – сетует Фаррелл. – Складывалось впечатление, что некоторые люди не видят разницы между дружеской беседой и разговором коллег”.

К числу рискованных относится обсуждение разных медицинских проблем. Например, Мануэль Прадо, президент медицинской интернет-службы Vivacorporation.com в Сан-Франциско, почувствовал себя не в своей тарелке, когда бывшая коллега вывалила на него свои эмоциональные проблемы и в подробностях описала ему длинный список лекарств, которые ей предстояло принять. Ее эмоциональное состояние никак не сказывалось на ее работе. “Я чувствовал себя крайне неудобно. Я думаю, мне было вообще незачем обо всем этом знать”, – говорит Прадо.

В компаниях, как и в обществе в целом, никуда не деться от предрассудков. Например, работодатели настороженно воспринимают сотрудников, страдающих психическими заболеваниями. Так, однажды топ-менеджеру из продовольственной компании в Канзасе поставили диагноз “депрессия”. Он не стал скрывать его от коллег. “Люди, подобные мне, должны рисковать, потому что иначе мы никогда не сможем преодолеть сложившиеся стереотипы”, – говорит он. Пятеро его ближайших сослуживцев были поначалу шокированы известием, но потом стали всячески помогать коллеге, попавшему в беду. Тем не менее реакция других сотрудников была не столь однозначной. Сначала менеджер подверглась яростной атаке директора, который считал, что болезнь негативно скажется на результатах его работы, а потом ему и вовсе пришлось уволиться.

Не стоит забывать и о проблеме “отцов и детей”. С годами люди становятся более сдержанными в выражении чувств. Они не любят длинные рассказы с подробным описанием всех эмоций. Так, одна молодая сотрудница действовала на нервы взрослому шефу своей безудержной болтовней. Ее не интересовало, хотят окружающие слушать ее истории или нет. Теперь женщине 53. Она допускает, что многие ее собеседники, возможно, мечтали в свое время заклеить ей рот пластырем. Повзрослев, она бросилась в другую крайность и вообще перестала говорить на работе о личных делах. Например, в 2000 г. она развелась, но целый год не решалась сказать об этом работодателю. Оглядываясь назад, она понимает, что и на этот раз поступила неправильно. Чрезмерное отчуждение лишило ее возможности построить с коллегами нормальные отношения.

Списки запретных тем могут зависеть от того, кто возглавляет организацию – мужчина или женщина, говорит Бреннер. Женщина скорее всего нормально воспримет жалобы на то, что ее подчиненную бросает в жар. С руководителем-мужчиной такие вопросы лучше не обсуждать.

Но все идет к тому, что американским работникам вскоре удастся преодолеть сложившиеся стереотипы. Уже сейчас Стив Миксис, менеджер бухгалтерской компании в Калифорнии, советует коллегам открыто рассказывать своим руководителям о личных проблемах, способных повлиять на работу. Сам он поступает именно так и пока ни разу не был разочарован. Например, когда в его семье произошло самоубийство, он рассказал об этом начальству. Руководители повели себя предельно тактично и деликатно. На его глазах доверие сотрудников офиса друг к другу стало расти. Иногда, говорит он, “мы так зацикливаемся на тех ролях, которые отведены нам на работе, что забываем о том, что наши коллеги просто живые люди”. (WSJ, 22.07.2005, Мария Подцероб)