НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Интеллект на окраине


Памфлет – небольшое литературное произведение, где автор нападает на политический или общественный строй в его характерных явлениях или в лице его выдающихся, всем известных представителей. Так по крайней мере говорится в словарях о произведениях, написанных Эразмом Роттердамским, Джонатаном Свифтом и другими великими сочинителями прошлого. В отличие от них Майкл Льюис, уже известный в России своими работами “Покер лжецов” (2002) и “Новейшая новинка. История Силиконовой долины” (2004), в новой книге о людях, оказавшихся в центре интернет-бума, сильно смахивающей на сборник памфлетов, не обличает новую эпоху, а радуется за своих героев.

Среди них два пятнадцатилетних тинейджера, один из которых, Джонатан Лебед из Сидар-Гроув, Нью-Джерси, воевал с Комиссией США по ценным бумагам и биржам и отстоял свои честно заработанные за год $500 000; другой – Маркус Арнольд из захолустного городка Перрис на полпути между Лос-Анджелесом и Палм-Спрингс, также в одиночку сражался с многочисленными соперниками за право быть ведущим экспертом сетевого ресурса AskMe.com. Рядом с ними другие герои, которых Майкл Льюис искал в разных странах. Фанаты музыкальной группы Marillion смогли вывести ее из состояния спячки. Жители 30-тысячного ирландского городка Эннис победили в конкурсе “город информационного века” и в качестве приза бесплатно получили по компьютеру с выходом Интернет.

Поиски героев Льюис осуществлял не в одиночку – корпорация ВВС снимала телевизионный сериал о социальных последствиях Интернета и команда профессиональных сетевиков помогала автору “шнырять по Интернету в поисках ярких примеров человеческих странностей”. Вот, например, Энди Кесслер, бывший инженер Bell Labs и технолог-аналитик Morgan Stanley. В 42 года он с партнером, также выходцем с Уолл-стрит, сидя в одной комнате в Паоло-Альто, Калифорния, сколотил состояние, удачно вкладывая деньги венчурных капиталистов в маленькие технологические компании. Но это не главное, на что обращает внимание автор. Летом 1998 г. Кесслер начал составлять список инсайдеров и аутсайдеров новой эпохи, и каждый из читателей может его дополнить. В его основе лежала техническая метафора: если посмотреть на любую сеть – телефонную сеть или Интернет, – можно увидеть, что “маленькие приборы на периферии в этой сети становятся все более сложными и изощренными, в то время как огромные машины в центре все больше теряют свое значение”. Льюис особо подчеркивает: в технологической среде есть примета – интеллект всегда стремится на окраину сети. А Кесслер считал, что эта тенденция технических сетей распространяется и на человеческие сообщества, например на корпорации. “Когда вы посетите большую корпорацию, – рассказал он Льюису, – вы увидите, что информация становится доступнее для сотрудников низшего звена, чем для директора”. Но в целом Кесслер сумел вывести более общий тезис: “Власть, престиж и прибыль становятся доступны всем”.

Кстати, это выражение стало лейтмотивом книги Льюиса. Он утверждает: “Перемены неизбежны, поэтому лучше притвориться, что ты их поддерживаешь, чем оказаться вымирающим видом”. И с этим его выводом, пожалуй, имеет смысл согласиться.