Московский позитив


Узок круг востребованных московских фотографов, не привязанных к месту службы, но регулярно работающих для глянцевых изданий – главного потребителя качественной, современной и артистичной съемки, и почти все они участвуют в ежегодном конкурсе “Серебряная камера”. Классные фотографы, работающие во многих московских газетах, по причине загруженности редко собираются с силами, чтобы прислать свои снимки в Московский дом фотографии (но если посылают, то, как правило, получают приз), да есть у них и другие профсостязания. Поэтому лауреаты обычно легко угадываются, несмотря на то что серии снимков на конкурсной выставке показывают анонимно.

В этом году впервые за пять лет существования конкурса фамилия лидера заранее не определялась, хотя он был очевиден – почти все издания, написавшие об открытии выставки “Серебряной камеры” (и “Ведомости” в том числе), проиллюстрировали тексты снимком двух молодых людей в кафешке. Он входил в серию “Ощущение весны” и висел рядом с фотографиями детей и инвалидов-афганцев, и все герои снимков, казалось, жили общей надеждой, что в конце концов будет тепло.

Снятый в нежной стилистике классической французской фотографии 30-х годов, умеющей превращать жизненную банальность в нежнейшую фотографическую поэзию, этот портрет пары москвичей словно вобрал в свой рыхлый фон острую влажность весеннего воздуха. Он мог бы стать таким же символом сегодняшней Москвы, как кадр с юным Никитой Михалковым, поющим на эскалаторе, как бывает все на свете хорошо, который стал столичной маркой шестидесятых.

Автор этой стильной, молодой и молодежной карточки получил Гран-при от правительства Москвы в номинации “повседневность” и приз зрительских симпатий, учрежденный Банком Москвы. И если зрители всегда отличали мастерские и эффектные фотографии Владимира Вяткина, то жюри было к нему достаточно холодно. Но фотограф, ставший профзвездой еще лет двадцать назад, вдруг так резко сменил стилистику зрелых 80-х на новую, свежую, отлично проявившуюся и в жесткой серии “Профессия: солдат”, что легко обошел прежних лидеров “Камеры” – Владимира Мишукова и Игоря Мухина, которые на поколение моложе. Вяткин говорит, что новым видением его заразили ученики, а главное для фотографа – понимать, что именно надо снимать. Рецепт, похоже, универсальный: качественно на хорошей технике сегодня снимают многие, а выделяются только те, кто знает, зачем эти навыки нужны.

Все отмеченные призами конкурса фотографии о Москве, да и практически все показанные на выставке отличались явной и напряженной лиричностью. Даже когда город и его герои были сняты в самых неприглядных видах, фотографии делались не уличающей и взывающей к справедливости, а сочувствующей камерой. Москва глядела в объектив не загадочным, слезам не верящим монстром-мегаполисом, а местом для разной жизни. Землей обетованной и для заснувших прямо на траве под деревом бедолаг (Людмила Зинченко, “Необъективная реальность” – приз компании “Ингеоком”), и для купающихся зимой в открытом бассейне влюбленных (Глеб Косоруков, “Зима” – приз компании MasterCard), и для детей с физическими недостатками (Георгий Перлов, Totalrealism – приз Банка Москвы). Еще одной приметой этой тотальной чувствительности стал зрительский успех сентиментальнейших фотографий сладко спящих детсадовцев, которые сделал Владимир Мишуков.

Такого торжества позитива на прошлых фотоконкурсах о Москве не было.

Возможно, москвичи, как и все жители главных мегаполисов мира, зная, что находятся на фронте третьей мировой террористической, осознали ценность той жизни, которая в мирное время кажется и несправедливой, и жестокой, и абсурдной. Получая с устрашающей регулярностью информацию о том, что в любую минуту эта жизнь может буквально взорваться, они научились смотреть на нее с нежностью и терпением. А фотография, как самое близкое к жизни искусство, это изменение тут же зафиксировала. Наверное, за это качество – умение поспеть за жизнью, современная фотография собирает все больше зрителей, которым кроме информации, которая падает на них безжалостным потоком, и развлечений, что исправно поставляет телеэкран, хочется увидеть свою жизнь со стороны, но понятой и с сочувствием.