Правительству нужен бензин по-европейски


Как рассказал “Ведомостям” представитель Минпромэнерго, недавно ВНИИ по переработке нефти (ВНИИ НП) по заказу правительства разработал технический регламент о качестве моторного топлива. Как говорит чиновник, его цель – свести к минимуму влияние вредных выбросов на здоровье людей и окружающую среду, а также предотвратить производство суррогатного топлива. Технический регламент, который должен приниматься законом, устанавливает обязательные требования на всех стадиях производства и реализации нефтепродуктов по показателям их экологической безопасности, соответствующим требованиям ЕС.

Как говорится в проекте регламента (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), с момента его вступления в силу в России может производиться лишь топливо, соответствующее нормам Евро-2, а с 2006 г. – Евро-4. По словам представителя Минпромэнерго, после необходимых согласований, в том числе и с нефтяниками, осенью проект регламента может быть внесен в правительство, а затем и в Госдуму.

Как говорит главный технолог ВНИИ НП Владимир Булатников, сейчас требованиям Евро-2 соответствуют все легально производимые в России высокооктановые бензины. Таким образом, когда регламент будет принят, выпуск бензинов А-76 и А-80 придется прекращать. Бензин по стандарту Евро-4 отличается от Евро-2 более низким содержанием вредных примесей и тем, что его октановое число должно быть не ниже 95.

Но Булатников оговаривается, что стандарты Евро-2 и Евро-4 будут действовать одновременно. Он указывает, что к 2006 г. полностью перейти на Евро-4 не удастся. Срок перехода будет зависеть от состояния автопарка страны. Дело в том, что сейчас около 60% составляют автомобили, полностью не соответствующие европейским нормам, 30% удовлетворяют нормам Евро-2 и 10% – нормам Евро-3 и Евро-4. Но доля автомобилей, соответствующих Евро-4, быстро растет, указывает Булатников. Это новые импортные машины и иномарки, собранные в России. “Когда и российский автопром перейдет на этот стандарт и таких автомобилей станет большинство, тогда и НПЗ вынуждены будут полностью перейти на Евро-4”, – предсказывает он.

По его оценке, это произойдет минимум через 12 лет и потребует серьезной модернизации российской нефтепереработки. Сейчас, по словам Булатникова, моторное топливо, соответствующее нормам Евро-4, в небольших объемах выпускают только ЯНОС (“Славнефть”), Хабаровский НПЗ (группа “Альянс”) и Пермский НПЗ (“ЛУКОЙЛ”). Чтобы перевести на этот стандарт всю российскую нефтепереработку, по оценке Булатникова, потребуется порядка $30 млрд.

Участники рынка не возражают против инициативы чиновников, но призывают не торопиться с введением норм Евро-4. “Это хорошо, что готовятся технические регламенты на топливо, – говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. – После отмены госстандартов никаких утвержденных норм не существует”. Но он указывает, что европейские нормы касаются только улучшения экологических показателей нефтепродуктов, а потребительские свойства отечественного топлива ничуть не хуже европейского. “Готов ли наш потребитель платить более высокую цену за экологию?” – спрашивает Аркуша. По его словам, государству следовало бы стимулировать производство и потребление высококачественных топлив, в частности снижением акцизов на них, чтобы их цена была хотя бы не выше по сравнению с обычными.

О том же говорил в недавнем интервью “Ведомостям” и президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов. “Мы инвестируем сотни миллионов долларов в модернизацию заводов, с тем чтобы повысить качество топлива, увеличить долю светлых нефтепродуктов. Но что делать с дополнительными объемами бензина? Вот мы выпускаем дизель стандарта Евро-4 и весь экспортируем”, – сокрушался он. Алекперов признает, что топливо “ЛУКОЙЛа” продается по той же цене, что дизель более низкого качества. Компания даже начала рекламировать Евро-4, чтобы потребители обратили на него внимание. А чтобы нефтяники модернизировали свои НПЗ, Алекперов предлагает использовать “кнут и пряник” – вводить новые стандарты топлива и понижать акцизы для тех, кто перешел на новые стандарты.

Но представитель другой нефтяной компании считает, что чиновники торопятся. “Пока основу российского автопарка составляют машины “АвтоВАЗа”, спрос на Евро-4 будет небольшой”, – резюмирует он.