ВЕКТОР


Не только ради имиджа

В ходе дискуссий, предварявших начало проекта по переводу отчетности российских банков на международные стандарты, первый зампред ЦБ Татьяна Парамонова неоднократно отмечала, что российский банковский сектор здесь выступает пионером, поскольку он – один из самых продвинутых по сравнению с другими отраслями отечественной экономики. Однако банкиры рискуют утратить титул “самых прогрессивных”. Такой вывод можно сделать из вчерашнего заявления другого первого зампреда ЦБ – Андрея Козлова. Он напомнил, что одной из наиболее распространенных форм привлечения капитала во всем мире служит публичное размещение акций. Постепенно этот способ находит все больше почитателей и в России. Однако банки пока остаются вне этой тенденции, в то время как предприятия других секторов экономики уже с успехом опробовали этот инструмент. Козлов призвал своих подопечных не отставать и всерьез задуматься об IPO. Ведь размещение акций на бирже необходимо не столько для имиджа, сколько для решения более насущного вопроса – привлечения новых инвесторов в капитал банка. Только увеличивая капитал, банки смогут сохранить место на рынке, наращивать объем кредитных портфелей и в конечном итоге больше зарабатывать. При этом не прося у государства преференций, в то время как сейчас идея о льготном налогообложении инвестиций в капитал банков стала чуть ли не общим местом в выступлениях банковских лоббистов.

Сделка под вопросом

Похоже, вокруг “ВСМПО-Ависмы” может вспыхнуть новый конфликт. Вчера истек последний срок по оплате владельцами 60% акций корпорации – Вячеславом Брештом и Владиславом Тетюхиным – 13,4% акций “ВСМПО-Ависмы”, которые они выкупают у “Реновы” в рамках реализации опциона “русская рулетка”. Представитель “Реновы” Андрей Шторх говорит, что в закрытии сделки с Брештом и Тетюхиным возникли проблемы. “$148,6 млн за пакет в управляющий акциями траст они перечислили, но до “Реновы” они не дошли, потому что у трастового управляющего возникли сомнения, связанные с интерпретацией трастового соглашения”, – поясняет он. А источник, знакомый с ходом сделки, утверждает, что в трасте сейчас изучают, как Брешт и Тетюхин привлекли деньги на покупку пакета “Реновы”. По его словам, отдавать акции в залог или делать на них опционы Брешт и Тетюхин не имели права. Сами партнеры схему финансирования сделки не раскрывают, но утверждают, что никаких проблем со сделкой и претензий со стороны трастового управляющего нет. “У нас все идет нормально”, – заявил Тетюхин. “Мы вчера получили уведомление от трастового управляющего о выкупе пакета “Реновы” и подтверждение, что мы выполнили все обязательства по трастовому договору”, – заявил Брешт, отметив, что сделка должна быть закрыта в течение пяти дней. Но повод для беспокойства у партнеров все равно есть. Виктор Вексельберг давно мечтает прибрать к рукам этот актив. А по условиям опциона, если Брешт и Тетюхин не купят пакет “Реновы”, то сами будут обязаны продать свой пакет Вексельбергу. Ему такой подарок был бы кстати: цена оферты, сделанной еще в апреле, уже в разы ниже рыночной капитализации пакета.

Клиентам пиратов – скидка

Корпорация Microsoft – монополист на рынке операционных систем: 98% компьютеров в мире работают под Windows и лишь 2% – под всеми остальными системами. Антимонопольные органы не упускают случая попрекнуть Microsoft ее привилегированным положением – чего стоит один штраф в 497 млн евро, к которому чуть было не приговорили корпорацию европейские регуляторы в прошлом году, потребовав изменить комплектацию поставки Windows и раскрыть часть исходного кода. Впрочем, претензии антимонополистов не единственная причина, мешающая Microsoft наслаждаться своим положением. Есть еще как минимум одна – пиратство. В России, например, по оценке исследовательской компании IDC, в прошлом году на долю пиратской продукции пришлось 87% программного обеспечения для настольных компьютеров. И Microsoft, как лидеру этого рынка, приходится конкурировать в первую очередь с собственной продукцией, только выпущенной пиратами. Задача нетривиальная. С одной стороны, как любой монополист, корпорация меньше всего заинтересована в снижении цен на собственную продукцию. С другой же стороны, под давлением пиратов ей приходится изобретать все более хитроумные способы заставить пользователей в небогатых странах обратить свое внимание на легальные копии Windows. Год назад корпорация объявила о запуске в пяти развивающихся странах урезанной версии предустановленной системы Windows XP стоимостью всего $10–40. Правда, в России эта система пока так и не появилась. А на днях Microsoft предложила владельцам пиратских версий Windows обменять их на легальные диски, заплатив за них полцены (см. статью на стр. Б6). Конечно, крупные компании, вынужденные закупать легальную Windows по полной цене, этими предложениями воспользоваться не смогут. А вот домашние пользователи – вполне.