Возраст не помеха


Многие европейские страны скоро столкнутся с такими же проблемами, говорит Йухани Илмаринен из финского Института профессионального здоровья, один из идеологов нового подхода к трудоустройству. Этот институт разработал несколько тренингов, на которых рассказывают, как работоспособность изменяется с возрастом, как она зависит от состояния здоровья, навыков и мотивации сотрудников, а также от обстановки на рабочем месте. Результаты соответствующих исследований пользуются спросом не только в Финляндии, но и в Австралии, Южной Корее и Сингапуре.

Внимание пожилым

Специалисты все настойчивее предупреждают компании, не уделяющие должного внимания пожилым сотрудникам. Консалтинговая компания Accenture опросила в разных странах 1400 работников с полной занятостью в возрасте от 40 до 50 лет и обнаружила, что многие организации теряют бесценные знания, так как в них не прописаны процедуры передачи опыта от поколения к поколению.

Консультантам рекрутинговой компании Hewitt Associates часто приходится выслушивать жалобы директоров по персоналу: сотрудники старше 50 лет слишком дорого обходятся, плохо вписываются в коллектив и не оправдывают затрат на обучение. “Нас удивляет такое отношение, – говорит Дэвид Фридман, консультант Hewitt Associates. – Многие работодатели застряли в прошлом. Раньше, чтобы освободить место для молодых талантов, приходилось увольнять сотрудников в возрасте. Но они забывают, что мир стареет”.

Существует множество мифов о способностях пожилых рабочих, говорит Луиз Роланд, специалист по вопросам старения из австралийского Университета Swinburne. Она убеждена, что на возраст 50–70 лет приходится пик способностей планировать и выражать свои мысли. Только после 70 лет некоторые способности начинают ухудшаться.

Результаты исследований, проведенных в 1993 г. Всемирной организацией здравоохранения, показали лишь незначительные изменения в моторной и визуальной системах пожилых сотрудников. Выяснилось, что пожилые рабочие имеют ту же производительность, что и молодые, в видах работ, требующих непрерывного внимания. В то время как физические возможности с возрастом ухудшаются, психологические остаются на прежнем уровне, говорит Илмаринен из финского Института профессионального здоровья. “Но в то же время улучшаются навыки общения – пожилые люди проще находят общий язык с окружающими, лучше понимают своих сослуживцев и спокойнее относятся к существующим отличиям между людьми”, – считает он.

Старшие мастера

Рабочие финского завода Abloy участвуют в национальном эксперименте, который вскоре может повториться в любой стране со стареющим населением. За последние четыре года средний возраст выхода на пенсию на предприятии, расположенном в городе Йоэнсуу, возрос с 59 до 63 лет. Компания, входящая в шведскую группу Assa Abloy, стимулирует пожилых сотрудников работать дольше, переоборудует рабочие места в соответствии с их физическими возможностями и обучает менеджеров особенностям работы с немолодыми специалистами.

Все 200 сотрудников завода старше 55 лет предпочли стать “старшими мастерами” (этот термин был выбран для придания им большего уважения в глазах молодых рабочих). Теперь им проще общаться с руководителями, передавать накопленные знания молодым и обсуждать изменения, необходимые для более плодотворной работы. Старшие мастера могут бесплатно посещать фитнес-клуб, для них устраивают выезды на природу и проводят семинары по борьбе со стрессом и принципам здорового питания. Начиная с 58 лет им предоставляются дополнительные выходные при условии, что они будут проходить ежегодный медосмотр.

Стараясь перекричать шум металлорежущих и шлифовальных станков, Хейкки Путиайнен, худощавый бригадир, объясняет, как изменилось отношение к рабочим. В 1990 г., когда ему было всего 43, один из молодых сотрудников говорил ему, что он слишком стар для работы в Abloy. “Сейчас стало легче работать, – рассказывает Путиайнен, который проводит свои дополнительные выходные за игрой в гольф. – Атмосфера улучшилась”. Трое членов его команды старше его, и он собирается работать еще не меньше семи лет. Планирует проработать до 63 лет и Лииса Сутинен, чья работа состоит в ручной сборке цилиндров замков. Сейчас ей 56, она носит новенькую футболку с надписью “старший мастер Abloy” и дразнит своего начальника, что тот еще не скоро дорастет до такой. “Я всегда гордилась своей работой, но теперь я знаю, что коллеги ценят мои знания и опыт”, – отмечает она.

От знаний и опыта сотрудников Abloy во многом зависят ее долгосрочные отношения с клиентами. В 1990-е руководство компании рассматривало вариант переноса производства в Китай, но все же решило оставить его в Йоэнсуу. “Мы уверены, что инвестиции в персонал – единственный способ выжить в сегодняшнем мире, где все больше рабочих мест переносится в Азию”, – говорит Пиккарайнен, начальник цеха, производящего электромеханические коробки замков.

Пять лет назад в компании Abloy выяснили, что график возраста ее сотрудников напоминает двугорбого верблюда. Во время экономического спада в 1990-х гг. компания резко сократила наем, поэтому 800 ее работников – новички в возрасте от 25 до 35 лет. В другую большую группу входят давно работающие сотрудники в возрасте от 50 до 60 лет. В компании практически нет людей среднего возраста. “Мы хотели предотвратить возможный конфликт между молодежью и стариками, – говорит Йуха Пиккарайнен. – Мы не хотели терять наработанный опыт, его не так просто восстановить. Работа на производстве металлических изделий вызывает мало энтузиазма у молодежи”.

Первые результаты

Однако даже таким первопроходцам, как Abloy, предстоит еще многое узнать об особенностях работы с пожилыми людьми, и опыт этой компании еще рано называть абсолютно успешным. Более молодые работники возмущаются, когда им приходится работать за старших мастеров, когда те берут дополнительные выходные. Пиа Виклунд, директор по развитию персонала Abloy, допускает, что компании понадобятся дополнительные усилия, чтобы повысить пенсионный возраст до 63 лет.

В Abloy хотели бы знать, сколько рабочих вышли бы на пенсию раньше, если бы не было этой программы, и сколько бы это стоило компании. “Пока мы не можем привести доказательства, но нам кажется, что программа привела к положительным результатам”, – говорит Виклунд. В отделе исследований и разработок Каарло Мартикайнен, 60-летний старший мастер, работает над механической частью нового электронного цилиндра. Он проработал в Abloy 34 года и чувствует, что его опыт может пригодиться молодым инженерам. Он говорит, что они лучше знают английский язык и увереннее работают с компьютерными программами. “Но моя сила в более творческом подходе”, – добавляет он спокойно.

Филип Тейлор, научный сотрудник междисциплинарного исследовательского центра по вопросам старения при Кембриджском университете, называет финскую модель выдающейся. “Эта модель уникальна, поскольку проблема рассматривается со всех точек зрения”, – говорит он. (FT, 4.07.2005, Ирина Окунькова)