Нефть меняет маршрут


С начала 2004 г. экспортные пошлины на нефть выросли почти в 4,5 раза – до $136,2 за тонну. Но мировые цены на черное золото заметно отстали: с прошлого года они увеличились лишь в два раза. Вчера нефть на Нью-Йорской товарной бирже торговалась по $59,38 за баррель. “В итоге рынок столкнулся с парадоксальной ситуацией – внутренние продажи стали более рентабельными, чем экспортные”, – отмечает старший аналитик FIM Securities Лев Сныков. Немудрено, что экспорт нефти, по данным Минпромэнерго, увеличился за первое полугодие только на 0,6% (раньше рост составлял в среднем 14% ежегодно), а производство бензина выросло на 24% (по сравнению с 1,2% в 2004 г.).

“Это же сообщающиеся сосуды, – объяснял в начале июля “Ведомостям” глава “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов. – Если экспортная прибыль ограничивается, она должна быть компенсирована здесь”. По словам Алекперова, каждая тонна экспортируемой нефти приносит компании $100 чистой прибыли, а внутренние продажи – больше. Сныков полагает, что эта разница составляет доли процента. Впрочем, нефтяников сложившаяся ситуация не пугает. “В убыток себе мы не работаем, а тенденция явно временная”, – уверен один из менеджеров “Сибнефти”.

“Внутренний рынок ограничен, долго за счет него нефтяники не продержатся, но уже в 2006 г. наступит переломный момент”, – соглашается Сныков. Первым скорее всего не выдержит правительство, которое будет вынуждено снизить налоговую нагрузку, отмечает он. Цены на бензин нефтяники вряд ли снизят, а чиновники уже выражали “озабоченность” по этому вопросу, замечает эксперт. Месяц назад Минэкономразвития даже связало падение нефтяного экспорта с “тенденцией к замедлению экономического роста”: рост ВВП в январе – мае составил 5,4% против прошлогодних 7,5%. А план по общероссийской добыче в 475 млн т “в сложившихся условиях выполнить будет затруднительно”, полагает Минэкономразвития.

Впрочем, не все представители отрасли с этим согласны. “Излишки нефтепродуктов всегда можно отправить на экспорт”, – возражает менеджер ТНК-BP. Он уверен, что нынешняя ситуация сохранится до 2007–2008 гг. “Здесь слишком много факторов – кроме высокой фискальной нагрузки это снижение темпов добычи и недостаток в дешевом трубопроводном транспорте”, – отмечает нефтяник.

Вслед за потребителями последствия новой политики нефтяных компаний ощутили транспортники. За первое полугодие, по оценкам журнала “Промышленные грузы”, экспорт нефти железнодорожным транспортом снизился на 40,1% до 15,8 млн т. У “Российских железных дорог” общие перевозки сырья сократились на 12%, говорит начальник департамента конъюнктуры рынка монополии Дмитрий Мачерет. Крупнейший частный нефтеперевозчик – “БалтТрансСервис”, по словам его гендиректора Владимира Прокофьева, вообще прекратил перевозки нефти и занимается сейчас только нефтепродуктами. Та же ситуация и у “ЛУКОЙЛ-Транса”, который с июня перестал возить нефть, говорит руководитель управления перевозок компании Игорь Шагибанов. У речных пароходств ситуация еще хуже. Их нефтяные перевозки сократились в 6,6 раза, говорит эксперт одного из крупных российских пароходств.

“Транспортировка железной дорогой обходится почти вдвое дороже, чем по трубе, – $2–3 за тонну против $6–7 железнодорожных операторов”, – объясняет это эксперт агентства Argus Олег Кирсанов. Единственное исключение – поставки нефти в Китай, где альтернативы железной дороге нет, добавляет он.

Но менеджер ТНК-BP за транспортников спокоен. “Свои потери они компенсируют нефтепродуктами”, – уверен он. С ним согласен Мачерет. За полугодие, по его словам, перевозки нефтепродуктов выросли к прошлогоднему уровню на 8,4% до 91,8 млн т, обеспечив монополии 2,7% роста в среднем по нефтеналивным грузам.

“Ситуация тяжелая, и может привести к банкротству как крупных, так и мелких частных перевозчиков, – сетует один из транспортников. – Полегче будет тем, у кого парк в лизинге или аренде. Ведь они могут избавиться от него и не нести издержки по содержанию”.