Ради дешевого бензина нефтяникам снизят налоги


Непредсказуемый рост цен на бензин заставляет чиновников искать все новые схемы регулирования рынка нефтепродуктов. В 2004 г. автомобильное топливо в стране в среднем подорожало почти на треть, за первые полгода 2005 г. – лишь на 2,6%, но из них на 1,2% – за один май, свидетельствуют данные Росстата. В июне среднероссийская цена на бензин почти не изменилась, а в июле начала расти. В столице, по расчетам Московской топливной ассоциации, с начала июля Аи-95 подорожал на 4,5% – в среднем заправки разливают его по 16,87 руб. за литр. Это портит и без того тревожные показатели инфляции. За первые шесть месяцев потребительские цены взлетели на 8%, а задача правительства – удержать рост в пределах 10% за весь год.

До конца августа межведомственная группа чиновников Минэкономразвития, Минфина, Минпромэнерго, ФАС и других ведомств предложит правительству меры по стабилизации роста цен на нефтепродукты. Топливо дорожает медленнее, чем в прошлом году, но “проблема не решена”, поясняет источник в Минэкономразвития. “Ведомостям” удалось ознакомиться с черновым вариантом предложений.

Чиновники делают ставку на снижение налогов. В мае ученые Российской академии наук пришли к выводу, что нынешняя система налогообложения нефтяников – главная причина резкого роста цен. Налог на добычу нефти (НДПИ) и экспортные пошлины на топливо привязаны к мировым ценам и растут вместе с ними. Нефть марки Urals с начала года подорожала больше чем на 40% – по итогам вчерашних торгов за нее давали $56,52/барр. НДПИ за этот срок вырос на 35% до 1919,19 руб./т, экспортная пошлина на нефть – со $101 до $140 (такая ставка будет действовать с 1 августа), а на нефтепродукты – с $57 до $106,6 за 1 т для бензина и дизтоплива и с $45,4 до $57,4 для мазута.

Чиновники подумывают разделить налог на добычу для экспортной нефти и той, что продается на внутреннем рынке. Поставки за рубеж будут облагаться НДПИ по-прежнему, а “российскую” ставку налога зафиксируют вне зависимости от мировых цен на нефть и будут повышать вслед за инфляцией. Тарифы на вывоз темных нефтепродуктов можно снижать на лето, а пошлину для экспортеров мазута – уменьшить на весь год. Эти идеи записали в проект доклада, подтвердили несколько источников в Минэкономразвития, Минфине и Минпромэнерго. Акцизы на нефтепродукты чиновники предложили дифференцировать в зависимости от качества товара: за более экологичное топливо платить придется меньше. А если отменить импортные пошлины на оборудование для НПЗ, то за счет модернизации увеличится их производительность и насыщение внутреннего рынка. “Конкретные цифры – на каком уровне следует установить ставки налогов и пошлин и какой это даст эффект – мы рассчитаем к середине августа”, – обещает источник в Минэкономразвития. Не отказались чиновники и от идеи создать “бензиновые” биржи, но пока не могут понять, сколько и каких налогов брать за такие поставки, говорит он.

В Минпромэнерго предложения “в основном поддерживают”, говорит представитель министерства Василий Осьмаков. А вот Минфину они кажутся бесполезными. “Не нужно трогать рынок, посмотрите на Украину”, – восклицает начальник отдела этого ведомства Александр Сакович. После того как премьер Юлия Тимошенко ввела потолки на рост цен, там возник дефицит бензина. К тому же, напоминает Сакович, большинство предложений – фискальные, учесть их в бюджете-2006 уже невозможно. Значит, ввести послабления получится не раньше 2007 г., а какой они тогда дадут эффект, “вообще непонятно”, рассуждает чиновник.

Нефтяники ждут от правительства определенности. В “Роснефти”, “Сибнефти”, ТНК-ВР и еще ряде компаний новые предложения комментировать отказались – это уже третья схема реформы за последние полгода. Пока что она во многом повторяет идеи президента “ЛУКОЙЛа” Вагита Алекперова, которые он озвучил в недавнем интервью “Ведомостям”: фиксация ставки НДПИ, пониженный акциз для производителей более качественного топлива, отмена экспортных пошлин на мазут. “Мы [дизтопливо стандарта] Евро-4 заливаем на свои заправки, а рядом заливают топливо с серой. Где экономическая эффективность?” – возмущался Алекперов. При нынешних пошлинах и налоге нефтяники “стремятся не заниматься переработкой, а вывозить сырую нефть”, добавляет вице-президент “ЛУКОЙЛа” Леонид Федун. Правда, по мнению президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, самая действенная из предложенных мера – отмена ввозных пошлин на оборудование для НПЗ. “Из 1 т нефти мы [из-за его изношенности] вырабатываем в 2 раза меньше светлых нефтепродуктов, чем коллеги в Европе”, – поясняет он. А эффект от налоговых новаций скажется “даже не через год” после их введения.