Шремп слился


Журналисты давно отправляют Юргена Шремпа в отставку, но он никак не соглашался. В марте в интервью The Wall Street Journal он даже заявил, что не видит причин задавать ему вопрос о его будущем: “Я здесь, я в хорошей форме, и я очень счастлив”.

Вчера наконец стало ясно, что до конца положенного ему по контракту срока Шремп не доработает целых три года. “Наблюдательный совет и Юрген Шремп полностью согласны, что конец 2005 г. – оптимальное время для смены лидера компании”, – заявил председатель наблюдательного совета Хильмар Коппер.

“Мечта Шремпа создать мировую корпорацию провалилась уже давно, – прокомментировали вчера долгожданную отставку представители Общества по защите акционеров Германии. – Акционеры заплатили свою цену. Мы надеемся, что успешные времена DaimlerChrysler вернутся с приходом нового руководства”.

А самому Шремпу пришлось писать прощальное письмо рабочим корпорации, где есть такие слова: “В последнее время мы установили модель, которая дает уверенность в будущем компании”.

Дела DaimlerChrysler действительно идут в гору: во II квартале текущего года ее чистая прибыль выросла на 28% – до 737 млн евро. Но этот успех прежде всего следствие прекрасной работы американского отделения DaimlerChrysler, Chrysler Group, которую ее гендиректор Дитер Цетше сделал прибыльной. Цетше и сменит Шремпа на посту главы объединенной компании.

60-летний Шремп проработал в компании 44 года. Сделка по слиянию Daimler-Benz с Chrysler, проведенная в 1998 г. и стоившая $36 млрд, стала главным проектом всей его жизни. (В России тогда шутили, что Шремп свел в одну компанию две культовые машины – 600-й Mercedes и Jeep Cherokee.) Но акционерам сделка радости не доставила: капитализация DaimlerChrysler за время, прошедшее после слияния, снизилась почти вдвое. Вчера к вечеру, даже после роста на 10%, котировка составила 40,13 евро, а первый день торгов в ноябре 1998 г. акция DaimlerChrysler стоила 66,72 евро (в пересчете).

“В бюджетной политике не было дисциплины, и деньги просто вкачивались в Chrysler. Решение купить Chrysler изначально нельзя назвать успехом”, – цитирует Bloomberg управляющего фондом Frankfurt Trust Мартина Заксенмайера.

А ведь это была не единственная неудачная сделка, проведенная Шремпом. В 2000 г. DaimlerChrysler купила за $2 млрд 37% японской Mitsubishi Motors. Вскоре выяснилось, что на протяжении многих лет Mitsubishi скрывала смертельно опасные конструктивные дефекты своих машин. Разразился грандиозный скандал, инвесторы обвинили Шремпа в недальновидности, и в апреле 2004 г. ему пришлось отказаться от плана по спасению Mitsubishi стоимостью $6,4 млрд.

А в I квартале 2005 г. подразделение DaimlerChrysler – Mercedes – впервые за десятилетие получило убыток в $1 млрд. Во многом это было вызвано крупнейшим в истории Mercedes отзывом автомобилей – 1,3 млн. “Некогда Mercedes-Benz был иконой, а под управлением Шремпа [брэнд] начал обесцениваться”, – говорит аналитик Cantor Fitzgerald Стивен Поуп.

На место Шремпа придет 52-летний Цетше, который с 2000 г. возглавляет Chrysler. Он пришел в Chrysler вскоре после того, как она стала убыточной. Цетше действовал решительно: сократил в США тысячи рабочих мест, в Канаде и Мексике закрыл шесть заводов. И в 2004 г. дела Chrysler пошли в гору: в I квартале она показала лучшие результаты за четыре года – 516 млн евро ($619 млн) прибыли. Успех принесли новые седаны 300-й модели и мини-вэны. “Это плоды большой работы конструкторов и дизайнеров, проделанной за последние три года”, – говорил тогда Цетше.

“[Смена руководства DaimlerChrysler] положительно повлияет на акции компании, она отражает глобальные изменения в философии менеджмента”, – считают аналитики Morgan Stanley.

Шремп не первый руководитель крупной международной компании, чью отставку рынок встречает бурным ростом котировок. 9 февраля 2005 г. акции Hewlett-Packard подскочили на 10% – стало известно об отставке председателя совета директоров и гендиректора HP Карли Фьорины. С 1999 г. она вела масштабную реорганизацию компании, в том числе купила компанию Compaq за $19 млрд, с интеграцией которой было много проблем.

14 июня 2005 г. после трехмесячного конфликта с менеджерами ушел в отставку гендиректор Morgan Stanley Филип Перселл, организовавший объединение Morgan Stanley с Dean Witter Discover. Критики утверждали, что он так и не придумал, как их интегрировать, и рынок встретил его уход ростом акций на 2%. (Использованы материалы WSJ, FT.)