Тормозите медленнее


“Мы думаем, что правильно было бы вводить 131-й закон [о реформе местного самоуправления] с 1 января 2006 г. на территории всей страны”, – заявил вчера в интервью “Российской газете” Шувалов. Решение депутатов, которые 8 июля в первом чтении приняли закон, откладывающий реформу до 2009 г., Шувалов назвал неправильным. И предложил компромисс: в течение 2005 г. региональные законодатели должны определить список полномочий, которые отойдут с 2006 г. территориям. Но губернаторы не обязаны передавать муниципалитетам все полномочия сразу. “В случае, если перечень... будет неполный, субъекты... должны будут составить график передачи оставшихся полномочий на поселенческий уровень до 1 января 2009 г., – предложил Шувалов. – Таким образом, мы не откладываем муниципальную реформу, а даем возможность субъектам исходить из их индивидуальной готовности к этому процессу”.

Закон об общих принципах местного самоуправления (МСУ) был частью реформы, разработанной под руководством бывшего замруководителя администрации президента Дмитрия Козака.

Хотя до вступления реформы в силу остается меньше года, пока существует много нерешенных проблем, говорит исполнительный директор Института экономики города Марина Либоракина: “Например, непонятно, как разграничивать собственность [между региональным и муниципальным уровнями власти]”. “Закон и расширяет возможности местного самоуправления благодаря всенародному избранию власти на территориях, но экономическая база, которая позволит муниципалитетам исполнять новые полномочия, отсутствует”, – констатирует вице-президент Конгресса муниципальных образований Олег Сысуев.

Губернаторы давно выказывали недовольство “реформой Козака”, а на Госсвете в начале июля напрямую потребовали от президента отсрочить преобразования. Тогда Путин ничего им не ответил, но спустя несколько дней депутаты поддержали региональных руководителей и приняли законодательные поправки, откладывающие реформу на три года.

“Губернаторы просто не хотят утратить контроль над муниципалитетами и не готовы делиться значимыми полномочиями, к примеру собственностью или вопросами градостроительной политики”, – объясняет логику регионального начальства Бадовский. “Они [губернаторы] просто сами хотят властвовать и не желают делиться ни полномочиями, ни деньгами”, – возмущается Сысуев.

Губернаторы и мэры неоднозначно восприняли предложение Шувалова. “Хорошо, когда остается возможность передать полномочия позже, но нужно стремиться как можно быстрее проводить реформу [МСУ], – говорит самарский губернатор Константин Титов. – Мы в Самарской области готовы провести реформу в кратчайшие сроки”.

Мэр Череповца Михаил Ставровский убежден, что право передавать полномочия до 2009 г. нужно оставлять регионам только в исключительном порядке. “Иначе велик риск похоронить закон”, – говорит мэр. Законом об МСУ Ставровский недоволен, но убежден, что вводить его надо с 2006 г.: “Проблем много: например, до конца непонятно, как будут разграничены полномочия, но чем раньше закон вступит в силу, тем быстрее мы сможем во всем разобраться”.

Смысл заявления Шувалова в том, что реформа продолжится, считает Либоракина, но “будут созданы условия для учета региональной специфики”. “Теперь губернаторам не удастся заморозить или свернуть реформу”, – убеждена она.