У КПРФ вопросов не осталось


В апреле инициативная группа московского горкома КПРФ составила 17 вопросов. Авторы хотели спросить, выступают ли россияне “за” или “против” сохранения отсрочек от армии, отмены закона о монетизации социальных льгот и повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума в течение года. Предлагалось закрепить в госсобственности недра, леса, водные ресурсы и электростанции.

Центризбирком отказал инициативной группе КПРФ в проведении референдума по 15 из 17 предлагавшихся вопросов, оставив вопросы о правомерности сохранения смешанной системы выборов депутатов Госдумы и сохранении отсрочек от армии для пожарных, милиционеров и сотрудников тюрем. 2 июня Верховный суд счел законным апрельское решение ЦИКа, признавшего, что большинство вопросов не могут быть вынесены, поскольку закон запрещает такие плебисциты, итоги которых влекут за собой дополнительные бюджетные затраты.

Вчера это дело слушалось в Верховном суде второй инстанции. Рассмотрение жалобы заняло чуть более двух с половиной часов. Секретарь московского обкома КПРФ Владимир Улас настаивал, что ссылки на данную норму закона несостоятельны: “По такой логике не может выноситься ни один из вопросов. А если мы выносим вопрос о еще не принятых, но обсуждаемых показателях бюджета?”

Судья Николай Толчеев поинтересовался, как отвечать на вопрос коммунистов про национализацию природных ресурсов и стратегических отраслей, “если человек поддерживает национализацию большинства отраслей, но, например, против того, чтобы в государственной собственности были железные дороги”. Коммунисты парировали, что вопросы, которые задаются на референдумах, одобренных властью, ничем не лучше. Истцы напомнили о референдуме в Красноярске. “В одном вопросе предлагалось дать ответ и по объединению трех регионов, и о согласии на особый статус двух объединяемых – Таймыра и Эвенкии. А если человек согласен на объединение [только] двух субъектов?” – недоумевает первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. Судьям такой довод убедительным не показался.

Теперь члены инициативной группы намерены обратиться в Конституционный суд и Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Политолог Дмитрий Орешкин предрекает, что и в европейских инстанциях коммунисты ничего не добьются. “Европейский суд занимается нарушением прав человека. Вопрос “Хотите ли вы больше зарплату?” вряд ли заинтересует судей”, – иронизирует он. “Для коммунистов тяжба с вопросами была не более чем цепочкой информповодов”, – констатирует исполнительный директор Московского бюро политической юриспруденции Александр Шемелев.