ЕЭП не получилось


О создании ЕЭП лидеры России, Украины, Белоруссии и Казахстана объявили в феврале 2003 г. “Мы проанализировали, чего же мы достигли в СНГ, ЕврАзЭС, ГУАМ, Центральноазиатском сотрудничестве, и (…) поняли, что, если мы не создадим независимую от правительств (…) комиссию, которой мы законами через парламент дадим мандат и которая независимо от нас будет регулировать тарифы и торговлю, в том числе внешнюю, ничего у нас не получится”, – объяснял тогда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В рамках объединения предусмотрены зона беспошлинной торговли, таможенный союз, единые правила поддержки производителей и появление наднациональных органов, которые, в частности, определят таможенные тарифы. Для этого участникам надо одобрить в общей сложности 93 соглашения.

Интеграцию с самого начала тормозила Украина. По ее требованию, например, половина из “первоочередных” 29 договоров “четверки” касается создания зоны свободной торговли, а в тексте соглашения о ЕЭП записано, что страны могут присоединяться к нему с разной скоростью.

В пятницу на заседании Группы высокого уровня по созданию союза стало ясно, что представления его участников об интеграции разошлись кардинально. Киев согласен подписать меньше половины из соглашений ЕЭП: 15 из 29 “первоочередных” и еще 25 из списка менее срочных, объявил на встрече в Минске замминистра экономики Украины Андрей Березный. Все они касаются только ликвидации торговых барьеров. Утверждать 14 оставшихся “первоочередных” договоров – они описывают создание таможенного союза – украинцы категорически отказались. Они также против появления наднациональных органов, без которых невозможна работа этого союза, и унификации таможенных режимов стран – участниц ЕЭП в торговле с третьими странами, говорится в докладе о ходе переговоров (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”). Полноформатное участие в ЕЭП затормозит интеграцию Украины в Евросоюз и Всемирную торговую организацию, опасаются в Киеве. “Мы сейчас близки к вступлению в ВТО, и силы сконцентрированы на этом направлении, а ЕЭП является долгосрочным проектом”, – пояснил Березный.

“Или [подписывать] все, или ничего”, – возмутился координатор ЕЭП от Белоруссии Евгений Синявский. Украинцы “могут подписать либо все 93 соглашения с отложенным сроком вступления, либо нисколько и оставить за собой право прийти потом”, пояснил российский министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. В том же духе высказался и представитель Казахстана Едиль Кажиханов. Партнеры Украины задумывали ЕЭП “в основном ради таможенного союза”, как это было при создании ЕС, напоминает чиновник Минпромэнерго. Он убежден, что на встрече четырех президентов на саммите СНГ 26 августа будет объявлено, что ЕЭП станет “союзом трех”.

Но без Украины нет смысла затевать такое объединение, сходятся во мнении опрошенные “Ведомостями” чиновники и эксперты. Ведь остальные участники могут вводить предусмотренные для ЕЭП правила и в рамках ЕврАзЭС, а с Белоруссией у России вообще Союзное государство, поясняет гендиректор Центра торговой политики и права Анатолий Мартынов. “ЕЭП задумывался ради того, чтобы втянуть в процесс интеграции Украину”, – говорит источник в Минпромэнерго.