Мэрская нефть


Конфликт вокруг “Сибнефть-Югры” разгорелся с новой силой, когда стало известно о планах “Газпрома” купить “Сибнефть”. Sibir Energy даже добилась запрета на продажу 49% акций “Сибнефть-Югры” через Восточно-Карибский верховный суд.

В субботу в конфликт включился мэр Москвы Юрий Лужков, заявивший, что губернатор Чукотки “украл” у Москвы источник нефти на 40 лет вперед. Оставлять все как есть Лужков не намерен: Москва планирует “очень жестко поставить вопрос перед российскими и британскими органами правосудия, с тем чтобы вернуть утраченные активы”, цитирует мэра “Интерфакс”.

Не смягчила Лужкова даже забота Абрамовича о ЦСКА. “Сибнефть” подписала с ним спонсорский контракт на $54 млн, часть денег пойдет на новый стадион. Но Лужков считает эти планы “муляжными” и говорит, что “стадион не идет ни в какое сравнение с ущербом, нанесенным “Сибнефтью” российской столице”.

“Москва не имеет никакого отношения к конфликту, доля Sibir Energy в “Сибнефть-Югре” сократилась еще до создания МНГК”, – возмущается представитель “Сибнефти” Алексей Фирсов. И добавляет, что все суды пока подтверждали правоту “Сибнефти”, а слушания в Восточно-Карибском суде по существу начнутся только в сентябре.

Пока Москва не планирует судиться с “Сибнефтью”, говорит один из столичных чиновников. Но эксперты уверены: теперь конфликт выйдет на новый уровень. “Можно считать, Лужков провозгласил это, – говорит Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. – Москва просит учесть ее интерес и федеральные власти, и “Газпром” – так можно перевести Лужкова”. То, что его заявление связано со сделкой, подтверждает и чиновник столичной мэрии. Ни МНГК, ни мэрия на открытый конфликт с монополией не пойдут. Поэтому все будет решаться “на политическом уровне”, объясняет подчиненный Лужкова. “Понятно, что Чигиринский вряд ли сможет это сделать, – замечает чиновник. – Такие вопросы может решать только Лужков”. В мэрии опасаются, что с новым владельцем будет намного сложнее договориться о “Сибнефть-Югре”, добавляет вице-президент МНГК Евгений Савостьянов. Своим заявлением Лужков хотел привлечь внимание “Газпрома” к тому, что один из основных активов “Сибнефти” спорный, заключает он.

Сам Шалва Чигиринский отрицает тот факт, что Лужков специально выбрал момент для выступления. Мэр всегда считал, что “Сибнефть-Югра” не попала в МНГК по вине Абрамовича и неоднократно заявлял об этом на наблюдательных советах компании, говорит Чигиринский.

“Вполне возможно, что Москва хочет вернуть “Сибнефть-Югру” до сделки с “Газпромом”, – рассуждает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. А Лев Сныков из FIM Securities добавляет, что шансов вернуть актив на “приграничном” состоянии у Москвы действительно больше, чем после сделки с “Газпромом”. Но возможна и такая ситуация, продолжает Сныков, что “Газпром” уступит Москве, но попросит соответствующий дисконт за пакет “Сибнефти” у ее владельцев.

Пять лет назад похожий ход Лужков предпринял в конфликте с Чубайсом, вспоминает Бадовский: “Лужков открыто критиковал предложенный им проект реформы РАО ЕЭС, неоднократно беседовал на эту тему с Путиным и добился заключения пакта “Лужков – Чубайс”. Пакт заключался в 2003 г., и по нему РАО гарантировало Москве контроль в городских энергосетевых компаниях.

“Сибнефть-Югра” – перспективный актив стоимостью больше $500 млн, но “Газпром” трепетно относится к своей репутации и постарается избежать публичного конфликта”, – заключает Нестеров.

Представители “Газпрома” от комментариев отказались.