Палата номер один


Идея создания Общественной палаты принадлежит Путину. В сентябре, после трагических событий в Беслане, президент предложил создать палату как “площадку, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы”. Закон об Общественной палате готовила администрация президента вместе с комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Институтом общественного проектирования, который возглавляет главный редактор журнала “Эксперт” Валерий Фадеев. В марте закон одобрили депутаты и сенаторы, а в начале апреля его подписал президент.

Первый список президент должен был утвердить по закону до 1 августа. Но этого не произошло. В Кремле задержку объясняют периодом отпусков. “Многие [чиновники] разъехались, и процесс притормозился”, – говорит источник в Кремле. “Базовый список был сформирован еще два месяца назад, а теперь корректируется на самом верху”, – добавляет другой сотрудник администрации президента. “Кадровое наполнение палаты еще будет обсуждаться на встрече Путина с представителями президентских советов 3 августа”, – рассказал “Ведомостям” член одного из советов при президенте.

Политолог Алексей Макаркин полагает, что задержка связана со строптивостью некоторых потенциальных членов палаты. “Кремль наверняка хочет видеть в Общественной палате не только своих ярых сторонников, но и персонажей с репутацией правозащитно-диссидентской, например скульптора Эрнста Неизвестного, чтобы продемонстрировать независимость палаты, – говорит эксперт. – А с такими людьми переговоры вести непросто”.

“Чтобы понять, откуда возьмутся кадры, нужно обратить внимание на тех, кого награждал президент, и группу деятелей культуры и науки, подписавших письмо в связи с приговором бывшему совладельцу “ЮКОСа” Михаилу Ходорковскому”, – советует гендиректор Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов. Обращение в поддержку осуждения Ходорковского подписали 50 человек, среди которых кинорежиссер Станислав Говорухин, балерина Анастасия Волочкова, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Алина Кабаева и др.

А замдиректора Института общественного проектирования Михаил Рогожников, один из авторов закона о палате, полагает, что в президентском списке будет и “молодежная квота”. Впрочем, лидер молодежного движения “Наши” Василий Якеменко утверждает, что становиться членом палаты ему “не предлагали”.

Никто из опрошенных “Ведомостями” общественных деятелей тоже не подтвердил приглашения стать членом Общественной палаты. “Мне такое предложение пока не поступало”, – сказал детский врач Леонид Рошаль. Такой же ответ корреспонденту “Ведомостей” дала и Кабаева.