ВЕКТОР


Японская агрессия

Японская страховая компания Sompo Japan Insurance Inc. идет в Россию. В октябре страховщик намерен открыть представительство в нашей стране. И хотя японцы пока не учреждают здесь “дочку”, появление в России компании, собравшей в 2004 г. $13 млрд премии, игнорировать отечественные страховщики, собравшие на всех в 2004 г. около $14,5 млрд, не могут. А после открытия в мае – июле офисов японских страховых компаний Tokio marine & Nichido и Mitsui Sumitomo Insurance впору задуматься о появлении серьезных конкурентов с востока.

Представители Страны восходящего солнца едут в Россию не для изучения загадок русской души, а для страхового сопровождения японского бизнеса. Этот пирог обещает быть большим. Toyota строит завод в Питере, присматриваются к нашему рынку и другие японские автогиганты, например Nissan. Активизировались в России японские производители сигарет, рекламные агентства, связисты.

Японские страховщики намерены изучать новый рынок, обзаводиться связями и знакомствами и готовить почву для дальнейшего развития. А российские страховщики уже уверены, что к страхованию японского или совместного с японцами бизнеса их не подпустят.

Первый отказ

Удачное размещение GDR “НОВАТЭКа” на Лондонской фондовой бирже заставило поторопиться приобрести акции российской газовой компании далеко не всех. В то время как инвесторы буквально смели бумаги “НОВАТЭКа”, купив их по максимальной цене, а вслед за ними андеррайтеры захотели реализовать свои опционы, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) передумал инвестировать в бумаги компании. ЕБРР еще в конце прошлого года объявил о намерении купить примерно за $40 млн 1% акций “НОВАТЭКа”. Причину отказа от сделки в банке объяснять не стали. А в “НОВАТЭКе” от комментариев отказались. Но скорее всего дело в том, что акции газовой компании сильно подорожали за последние полгода и ЕБРР вполне мог решить, что покупать их ему теперь не с руки.

Впрочем, решение ЕБРР вряд ли сильно расстроит акционеров “НОВАТЭКа”. Компания уже обзавелась влиятельными акционерами в лице Внешэкономбанка и Международной финансовой корпорации. Очевидно, что в том числе и их присутствие помогло успокоить инвесторов, когда месяц назад прокуроры обыскивали московский и ямальский офисы компании в рамках расследования сделок одного из бывших акционеров компании – государственного Фонда развития Ямала. Так что компания вполне может обойтись и без еще одного статусного акционера. Тем более что по крайней мере сейчас все страсти вокруг компании уже улеглись.

Номер на всю жизнь

Идея сохранения телефонного номера абонентом при смене мобильного оператора нашла поклонников в Мининформсвязи. В июле министерство опубликовало проект положения, которое регулировало бы “перебежки” абонентов. Сотовиков, необоснованно затягивающих перенос номера своего бывшего абонента, собираются сделать сговорчивее с помощью неустойки минимум в 3% “от суммы платежа, внесенного абонентом при заключении договора”, за каждый час просрочки. Сохранение номера действительно может стать популярным в России. Многих в сети своего оператора удерживает лишь давно приобретенный номер, который знают все друзья и коллеги. Отраслевое министерство не изобрело велосипеда – сохранение номера уже существует в Европе и во многих других странах мира. Однако в Европе отпускать своих бывших абонентов на свободу вместе с номером обязаны все операторы, а не только сотовики. В США также поначалу обязали сохранять номера только сотовых операторов, но потом распространили это правило и на проводных операторов, абоненты которых решили подключиться к сотовым сетям. Возможно, Мининформсвязи следует быть до конца последовательным. Ведь уже сейчас в России число абонентов сотовой связи выше, чем у проводных операторов. И, возможно, кто-то предпочел бы совсем отказаться от проводного телефона, если бы ему предложили сохранить свой номер.