За прибылью – в Россию


По данным компании “ИнфоТЭК-Консалт”, отслеживающей котировки на внутреннем рынке нефти, в середине июля первые сделки по августовским поставкам нефти были заключены по ценам 8200–8300 руб./т на узлах учета в Западной Сибири. Это на 20% превышает котировки июня и является абсолютным рекордом за всю историю России. Всего же с начала года цена сырья выросла почти в 2,5 раза.

Как отмечает аналитик центра исследований конъюнктуры рынков “Кортес” Людмила Лурье, первым в июле начал повышать цены “Сургутнефтегаз”. Именно с его предложения в 8200 руб./т и началась торговля в июле. Эту информацию подтвердил “Ведомостям” и сотрудник одной из компаний – покупателей нефти. Представитель “Сургутнефтегаза” отказался от комментариев.

По мнению гендиректора “ИнфоТЭК-Консалт” Натальи Шуляр, такой уровень цен не может быть объяснен никакими объективными причинами. По ее мнению, рекорд вызван лишь спекулятивным стремлением крупных нефтяных компаний заработать на дефиците нефти на внутреннем рынке. Эксперт не исключает, что повышение цен нефтяниками может подтолкнуть государство к административным мерам регулирования рынка.

Но в Минпромэнерго вмешиваться в политику нефтяников не собираются. “Совсем недавно на примере Украины мы видели, к чему приводят административные методы – к топливному кризису, – говорит представитель министерства Василий Осьмаков. – Для стабилизации рынка будет достаточно тех мер, которые уже намечены, в частности отвязки НДПИ от мировых цен на нефть и отказа в этом году от индексации акцизов на нефтепродукты в соответствии с инфляцией”. Нынешний рост цен чиновник объясняет сезонным повышением спроса в связи с уборочной кампанией и ростом НДПИ. Усилением налогового бремени объясняет рост внутренних цен на нефть и представитель “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский. А директор Института энергетической политики Владимир Милов добавляет к этому, что нефтяники хотят увеличить доходность от продаж нефти на внутреннем рынке, которая до последнего времени отставала от эффективности оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, значительную часть которой они не контролируют.

Существенное удорожание нефти должно повлечь за собой и новый рост цен на топливо. Шуляр считает, что в сложившейся ситуации многие НПЗ будут вынуждены уже к середине августа повысить цены на нефтепродукты на 20–30%. Лурье отмечает, что заводы уже начали поднимать цены. За последнюю неделю в среднем по России бензин подорожал на 2,2%, дизтопливо – на 2,6%. Но она уверена, что в августе цены на топливо вырастут примерно на 3%. А Осьмаков указывает, что, по прогнозу Минпромэнерго, до октября бензин подорожает на 3–5%.

Красовский из “ЛУКОЙЛа” отмечает, что сейчас поставки нефти на внутренний рынок стали более эффективными, чем на внешний. Поэтому компании отказываются от некоторых экспортных направлений и оставляют нефть в России. Так, “ЛУКОЙЛ” с июня перестал поставлять в Китай 300 000 т нефти в месяц, направив этот объем на внутренний рынок. Красовский уверен, что рост объемов переработки на российских НПЗ сдержит рост цен на нефтепродукты.

Не ожидает быстрого роста цен и Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации, представляющей интересы владельцев АЗС. По его словам, сейчас топлива на рынке предостаточно, а потребление из-за сезона отпусков снизилось, так что в августе оно дорожать не будет. Но в сентябре, когда на рынок пойдет топливо из дорогой августовской нефти и увеличится спрос, цены снова пойдут вверх.