Греф перестраховался

Д. Гришкин

Как именно государство будет выбирать объекты инвестиций, пока не решено – правительство в ближайший четверг будет рассматривать проект положения о порядке отбора проектов для финансирования из инвестфонда. Но “Ведомостям” удалось ознакомиться с этим документом, подготовленным Минэкономразвития. Из него следует, что на госфинансирование смогут претендовать проекты масштабом не менее 5 млрд руб. и с вкладом частного капитала не меньше 10% (инвестфонд может участвовать в проекте как совладелец или гарант по кредитам). А чтобы соблюсти необходимую прозрачность, о которой вчера говорил и президент Владимир Путин, министерство Грефа решило привлечь к отбору получателей бюджетных денег крупнейшие западные инвестбанки.

Заявку на госфинансирование проекта обязательно должно сопровождать положительное заключение независимого инвестконсультанта. Выбирать консультанта можно среди фирм, в последние пять лет ведших не менее пяти проектов общей суммой свыше $5 млрд и имеющих “рейтинг не более чем на два уровня ниже рейтинга высшего уровня от Standard & Poor’s [AA], Moody’s Investor Service [Aa2] или Fitch Ratings [AA]”, говорится в документе. Российских компаний с таким высоким рейтингом просто нет.

Как говорит директор департамента Минэкономразвития Анна Попова, от консультантов ждут обычной работы – оценить доходы и затраты проекта и его эффективность, а также эффект для развития экономики. “Правительство при отборе самых важных для экономики проектов в первую очередь будет опираться на заключение консультантов, – объясняет столь высокие требования Попова. – Поэтому они должны иметь безупречную репутацию во всем мире и огромный опыт – такие пока есть только на Западе”. Директор департамента Минфина Алексей Саватюгин согласен с тем, “что наши инвестконсультанты пока не доросли до проектов такого уровня”. В то же время он не уверен, что критерием профессионализма в данном случае должен служить рейтинг платежеспособности – это отсекает многих высокопрофессиональных консультантов. Такого рейтинга нет ни у мировых аудиторских компаний “большой четверки”, ни у, например, консалтинговой компании McKinsey.

Даже представитель ведущего европейского банка, подпадающего под эти критерии, была несколько удивлена их жесткостью. “Deutsche Bank будет недоволен, – задумчиво сказала она. – Да и вообще, это сильно ограничит круг [потенциальных консультантов]”. Сотрудник ABN Amro говорит, что плата за консультации по проекту на $170 млн может достигать нескольких миллионов долларов. Впрочем, для действующих в России банков эта работа имеет и стратегическое значение, признает банкир.

Управляющий директор “Ренессанс Капитала” Олег Железко не верит, что инициаторы федеральных проектов будут щедро платить за консультации. Но он не согласен и со способом отбора консультантов: “Кредитный рейтинг характеризует качество кредитного портфеля банка и не может служить критерием профессионализма инвестбанка”. А управляющий директор МДМ-банка Александр Андреев сожалеет, что отечественные инвестбанки оказались лишены перспективной работы, для которой необязательно привлекать мировых грандов. “Их услуги необходимы, когда для размещения ценных бумаг нужно собрать пул международных инвесторов, а не для того, чтобы поставить штамп на проект местного значения”, – считает он.